Путин пытается перетянуть Израиль на свою сторону
Новый виток глобального противостояния поставил в двусмысленное положение региональные державы, которые теперь вынуждены выбирать между разными центрами силы. Среди них, в частности, и Израиль, который не может поступиться и укрепившейся дружбой с Россией, и давними теплыми отношениями с Западом. Лавировать все сложнее…
Maariw: Россия стала одним из главных игроков на Ближнем Востоке
Израиль широко отметил 30-летие восстановления дипломатических отношений с Россией. Посвятили этому событию публикации самые влиятельные израильские издания. В частности, на страницах центристской газеты Maariw выступил с программным заявлением Аарон Френкель, председатель правления Евро-Азиатского еврейского конгресса – один из самых частых гостей в России среди израильского делового истеблишмента.
И сейчас выходцы из СССР и России играют огромную роль в израильском обществе, политике и экономике. Русскоговорящая еврейская община является одной из крупнейших в мире и насчитывает до 1 миллиона человек. Некоторые российские олигархи, такие как Михаил Фридман и Герман Хан, приняли израильское гражданство
Френкель указывает, что именно СССР был одной из первых стран, официально признавших Израиль в 1948 году.
Во время холодной войны, однако, Советский Союз и арабские страны оказались по одну сторону баррикад, а Израиль – по другую.
Но сейчас, по словам Френкеля, большинство подобных противоречий сняты. Израиль просто не может не считаться с мнением России, которая стала одним из наиболее влиятельных внешнеполитических игроков на Ближнем Востоке.
Haaretz: Россия и Израиль могут занять общую позицию по Ирану
Некоторые израильские официальные лица делают духоподъемные заявления, пытаясь нивелировать остроту геополитической конфронтации. В частности, выступая на конференции Израильского института исследований национальной безопасности, посвященной 30-летию израильско-российских отношений, бывший советник по национальной безопасности Меир Бен-Шаббат заявил, что Россию и Израиль якобы сближает позиция по Ирану.
Бен-Шаббата цитирует влиятельное либеральное издание Haaretz, 20% которого принадлежат живущему в Израиле бывшему топ-менеджеру скандальной нефтяной корпорации «ЮКОС» Леониду Невзлину. Как пишет Haaretz, Бен-Шаббат заявил о том, что и Россия, и Израиль считают Иран «дестабилизирующей региональной силой».
Любопытную позицию высказывает в редакционной статье и правительственное турецкое издание TRT World (оно аналогично вещающему на многих языках Russia Today). Редакция указывает на наличие между Россией и Израилем некоего «джентльменского соглашения» (то есть не закрепленного официально) о том, что Москва не будет продавать Ирану некоторые виды вооружений.
Israel Hayom: Израиль и Россию связывают договоренности о ненападении в Сирии
На наличие негласных договоренностей между Россией и Израилем намекает и позиция относительно событий в Сирии. Издание Israel Hayom, которое принадлежит семейству американо-израильских бизнесменов Адельсон, указывает на обострение противоречий между Сирией, Россией и Ираном, связанных именно с оценкой военно-политических угроз.
Газета цитирует неназванного сирийского высокопоставленного чиновника, который сетует на пассивность России в отражении израильских авиационных атак на сирийские военные объекты. Российская система противовоздушной обороны С-400, развернутая в Сирии, оказывается почти неработающей в отношении израильских самолетов. Молчаливость Росси дает Израилю «зеленый свет» на продолжение нанесения подобных ударов, констатирует политик, которого цитирует Israel Hayom.
Политический аналитик Никола Микович, который специализируется на изучении постсоветских стран, в издании Asia Times приводит несколько примеров подобной «пассивности».
28 декабря израильские военные самолеты атаковали контейнерный комплекс в порту Латакия – то есть в непосредственной близости от российской военно-морской базы. Удары были нанесены по складу, где, как предполагалось, хранилось иранское оружие. Причем это была уже вторая попытка Израиля уничтожить груз. Первый удар был нанесен 7 декабря.
Причем ни 7 декабря, ни 28 декабря российские С-400 не пытались поразить израильские самолеты, пишет Микович. Аналитик указывает, что Россия никогда не активирует свои системы противовоздушной обороны против израильских самолетов.
Считается, что такая пассивность является частью более широкой сделки между двумя странами. Частью этой сделки является обещание Израиля гарантировать безопасность российских граждан и военных объектов в Сирии во время своих ударов по иранским ополченцам и сирийским военным объектам.
Нет сомнений в том, что Кремль хочет избежать повторения инцидентов, подобных тому, что произошел в 2018 году, когда российский самолет-разведчик, возвращавшийся в Хмеймим, был ошибочно сбит сирийской ракетой класса «земля-воздух».
Москва тогда обвинила Израиль в этом инциденте, заявив, что израильские самолеты специально подставили российский самолет Ил-20 под удар сирийских систем ПВО. Вместе с тем, трагедия не оказала влияния на отношения между Россией и Израилем. Как пишет Микович в Asia Times, результатом и могла стать неофициальная договоренность о ненападении, которую с 2018 года обе стороны соблюдают. Пока соблюдают.