В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Арабы обманули русских: Почему ОАЭ ставят шах и мат Су-75, купив «Рафаль»

Французская пресса ликует. Еще бы: 3 декабря было объявлено, что в первый же день визита президента в был подписан рекордный контракт на сумму более $19 млрд (17 млрд евро) на поставку 80 истребителей Rafale и 12 военно-транспортных вертолетов Caracal (ОАЭ).

Арабы обманули русских: Почему ОАЭ ставят шах и мат Су-75, купив «Рафаль»
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

«Тринадцать лет усилий, с взлетами и падениями, были необходимы для того, чтобы закрепить успех Rafale в Объединенных Арабских Эмиратах, богатом государстве с растущим геополитическим влиянием, которое установило тесные отношения с Парижем», – пишет, например, TV5monde. В таком же духе появились публикации и в других СМИ Пятой Республики.

Истребители Rafale будут поставляться компанией Dassault Aviation Group в период с 2027 по 2031 год, что позволит «отправить на пенсию» 60 Mirage 2000, приобретенных еще в 1998 году . Отметим, что Макрон продал самолеты, версию которых только предстоит разработать. Речь идет о машинах стандарта F4, появление которых, по словам президента Пятой Республики, знаменует собой «технологический, промышленный и стратегический скачки» Франции.

Министр Вооруженных сил Франции тоже пафосно назвала сделку «исторической». По ее словам, «контракт (с ОАЭ) более чем в два раза превышает размер любой предыдущей экспортной сделки Rafale… и будет способствовать непосредственно региональной стабильности». Короче, для Dassault Aviation Group – это очень-очень нужный заказ на фоне индийского отказа от приобретения 126 французских истребителей из-за их высокой стоимости.

Удивительно это еще и тем, что американский военный сайт 19fortyfive, из-за которого выглядывают уши Белого дома и , буквально 17 ноября опубликовал новость: «Да, ОАЭ собираются купить истребитель-невидимку F-35 Lightning II (Молния II). И вот почему». Издание напоминает, что бывший президент согласился продать партию F-35 ОАЭ за $6 млрд после того, как «федерация семи шейхов» установила добрососедские отношения с . Дескать, в соответствии со слоганом немецкого автопроизводителя Porsche «Замены нам нет», F-35 является непревзойденным самолетом. Однако, после того, как янки приостановили сделку из-за того, что ОАЭ подписали контракт с , в том числе на использование в Эмиратах технологии Huawei 5G, «федерация семи шейхов» начала искать замену американскому истребителю-невидимке.

В экспертном сообществе, с вероятной подачи обиженных шейхов, сразу же пошли слухи, что арабы обратили внимание на Checkmate, в том числе и для того, чтобы позлить Вашингтон. Кстати, на недавно прошедшем в Дубае авиасалоне Dubai Airshow-2021 наш еще не взлетевший легкий истребитель 5-го поколения не без эмиратской пиар-кампании был в центре внимания.

Американцы заистерили и заревновали. В частности, заокеанский журнал Defense News, известный своими инсайдерами в и Белом доме, сделал смелое предположение, что, возможно, главными бизнес-ангелами стартапа Checkmate станут вероломные шейхи, которые за спиной у дяди Сэма ведут переговоры с .

Издание DN даже привело в качестве «доказательства» цитату , возглавляющего департамент международного сотрудничества и региональной политики «Ростеха». Он сказал: «Компания провела переговоры на выставке с Экономическим советом Tawazun (ОАЭ), с эмиратской госкомпанией Mubadala, которую можно отнести к фондам национального благосостояния, и группой передовых технологий Edge Group (опять ОАЭ) о производстве композитных материалов и телекоммуникационных технологий».

Короче, янки зря считают, что «нет замены» F-35. Тот же Су-75 запросто по формальным признакам может относиться к малому истребителю 5-го поколения. Такие проверенные инженерные решения, как подбородковый воздухозаборник и V-образное оперение, наряду с уже продемонстрированными на Су-57 стелс-технологиями снизят эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) Checkmate до уровня американской невидимки Lightning II.

Что интересно: со слов генерального директора Ю.Б.Слюсаря, летный образец Су-75 может быть создан в 2023 году и уже в 2024 году самолет поднимется в воздух. Затем соберут еще несколько прототипов и где-то в 2027 году начнутся поставки Checkmate заинтересованным странам. Похоже, арабы нашим переговорщикам обозначили тот самый дедлайн, что и французам.

Оглядываясь назад, можно сказать, что упования российских оборонщиков, что Су-75 выиграет у F-35 на мировом рынке, хотя бы потому, что в разы дешевле по сравнению с американским конкурентом, себя не оправдали – по крайне мере с шейхами. Они купили истребители Rafale по $200 млн за машину, возможно, еще и по имиджевым причинам.

Низкая заявленная цена на Су-75 в размере $35 млн за самолет не может быть конкурентным преимуществом, чем хвастались некоторые наши ура-патриотические СМИ. Как показывает сделка с французами, эта формула плохо работает в странах Персидского залива. Напомним, ОАЭ изначально планировали приобрести 50 истребителей F-35 за $6 млрд., где-то по $120 млн за одну «Молнию II», но с легкостью приобрели 80 истребителей Rafale почти в два раза дороже за каждую машину.

Впрочем, янки не сдаются. «Мы продолжаем консультации с должностными лицами Эмиратов, чтобы обеспечить четкое и ясное взаимопонимание в отношении обязательств и действий Эмиратов до, во время и после доставки F-35», – заявила Мира Резник, заместитель помощника госсекретаря . Такое впечатление, что янки еще заставят «федерацию семи шейхов», потерявшую нюх, купить и американские невидимки, причем очень дорого.

По мнению экспертов американского журнала Military Watch, «до сделки с Rafale ожидалось, что ОАЭ больше не будут закупать самолеты, не являющиеся малозаметными, и наряду с F-35 будут рассматривать российские истребители-невидимки “Checkmate”, в разработке которых, как предполагается, они примут участие».

«Удивительная покупка Rafale, истребителя, который старше и значительно менее боеспособен почти по всем параметрам, чем Checkmate и F-35, породила предположения, что сделка может быть частью усилий по подрыву российского оборонного сектора», – пишет MW. Кстати, Стокгольмский международный институт исследований проблем мира SIPRI сообщил, что за прошлый год продажи российского оружия сократились на 6,5% по сравнению с 2019-м годом, что также подтверждает версию Military Watch.

Янки оказывают мощное давление на другие страны, фактически запрещая им покупать русские истребители и оружие. Единственно, что позволила себе семерка шейхов – это маленький, но очень дорогостоящий праздник неповиновения.

Французам просто повезло: ОАЭ категорически не хотят F-35 (во всяком случае в обмен на технологии Huawei 5G), но боятся купить Су-75. Вот и пришлось им обниматься с Макроном, готовым, по образному выражению заокеанских экспертов, выпрыгнуть от радости из своих штанов.

Но с учетом того, что Су-75 разрабатывается, как нишевый экспортный продукт нашей оборонки, сделка по Rafale может означать начало конца стартапа Checkmate, предполагает Military Watch. Дескать, исторически параллели показывают, что, если бы китайцы не купили в 90-х Су-27, неизвестно была бы сейчас вообще .

В сухом остатке своего комментария к сделке между Парижем и Абу-Даби MW отмечает, что русские тихонько забросят Checkmate. Между тем, ОАК в последние годы показывает упертость в своих проектах, предпочитая не прерывать разработки, даже если приходится ограничиваться маленькими партиями прототипов. Просто потому, что сегодня, в отличие от 90-х годов, Россия себе это может позволить.