Битва лопастей: Шансы «индейцев» против «Аллигаторов» и «Ночных охотников»
Сообщение о том, что в небе Сирии произошло первое столкновение российских вертолётов Ка-52 и американских АН-64 Apache, не нашло официальных подтверждений ни в Минобороны РФ, ни в Пентагоне. Информация, якобы, была представлена некими сирийскими источниками, однако о чём можно утверждать с большой долей достоверности, так это о том, что подобные типы вертолётов там точно присутствуют. И, чисто теоретически, их курсы могут пересечься.
Крупнейшей военной базой США в Сирии остаётся аэродром близ города Эт-Танф, расположенного вблизи иракской границы в провинции Хомс. В самом Ираке ближайшие базы, откуда вертолёты «Апач» могут залетать в Сирии – Эрбиль и Айн-аль-Асад. Российская авиация из состава ВКС, как известно, базируется в Хмеймиме, а также на вертолётной базе в городе аль-Камышлы, используются в качестве аэродромов подскока площадки в городах Тияс и Шайрат. Вертолёты активно используются при нанесении ракетно-бомбовых ударов и обеспечения безопасности проводки транспортных и патрульных колонн. Как правило, военные уведомляют друг друга о подобных действиях, чтобы избежать «дружественных» потерь. Впрочем, американцы зачастую держат свои планы в секрете, что едва не приводило к вооруженным конфликтам с российскими военными. Нельзя исключить в такой ситуации и вероятность воздушного столкновения между вертолётами.
«Апач», названный по одноименному индейскому племени, является основным ударным вертолётом армии США с середины 1980-х годов. АН-64 (от Attack Helicopter) является самым распространенным ударным вертолётом в мире и стоит на вооружении армии 14 стран, в самих Соединенных Штатах в модификациях АН-64D и АН-64Е, таких винтокрылых машин насчитывается более 700 единиц. Эти вертолёты неоднократно принимали участие в боевых действиях, начиная от американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Применялись в Ираке, Югославии, Ливане, Афганистане и Йемене. Около 140 вертолётов при этом было сбито или уничтожено на земле, ещё 38 АН-64 за время эксплуатации были утрачены в авариях и катастрофах.
AH-64 Apache проявил себя как эффективное противотанковое средство, так во время вторжения в Ирак в 1991 году эти вертолёты уничтожили, по одни данным, свыше 500 иракских танков и множество другой бронетехники. Там же «Апач» ракетой AGM-114 сбил один иранский вертолёт. В общем, достаточно серьёзный соперник для российских Ка-52 и Ми-28Н, которые, к слову, тоже не лыком шиты.
О наличии на авиабазе Хмеймим в Сирии российских вертолетов Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum – «Обман») и Ми-28Н «Ночной охотник» (по классификации НАТО Havoc –«Опустошитель»), раньше можно было только догадываться. Однако вскоре Минобороны даже опубликовало видео боевого применения штурмового ударного вертолета Ми-24Н в районе Пальмиры при освобождении города от джихадистов. А почему нет? Если в Сирии в составе российских ВКС присутствуют вертолеты Ми-8, Ми-24 и Ми-35, причем действуют весьма успешно и эффективно, то уж для Ми-28Н и Ка-52 «Аллигатор» там тоже нашлось применение.
Ударный вертолёт Ми-28, который сопоставим по своим характеристикам с AH-64 Apache, и впрямь получился удачным и успешно вписался в боевой вертолетный парк российской авиации Сухопутных войск. Мне довелось посидеть в командирском кресле Ми-28Н в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке. Честно скажу – машина впечатляет своей компактностью и суровой эстетикой. И если для непрофессионала этот вертолет вызывает лишь внешний эффект и восхищение, то вот сами пилоты оценивают ее со знанием дела. Не думаю, что полковник Константин Суриков (на тот момент замкомандира Центра), просто расхваливал новый вертолет, а оценивал достоинства машины именно как профессионал. А вертолетчик капитан Сергей Творогов вообще признавался насколько он влюблен в Ми-28.
– Ми-28 – прекрасная машина, – говорит экс-Главком ВВС России Владимир Михайлов (2002-2007 гг.) – Мне этот вертолет приходилось буквально вытаскивать на уровень промышленного производства в свое время. Я видел, что это будущее наших вертолетов и не ошибся в этом. Что касается применения Ми-28Н в Сирии, то здесь машина будет весьма уместна, потому как имеет все необходимые для выполнения различных боевых задач показатели. Это касается и климатических условий, и горной местности, и запыленности в пустыне. Вертолет хорошо защищен броней, несет мощное ракетно-пушечное вооружение. А ещё он манёвренен и подвижен, способен совершить петлю Нестерова, переворот Иммельмана – фигуры высшего пилотажа, на которые, казалось бы, способен только истребитель. В общем, не позавидуешь тому, кто окажется в прицеле этого вертолета.
Ми-28Н не случайно сравнивают с летающим танком – вооружение и впрямь мощное. Это 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом в 300 снарядов. На подвесках (их четыре) предусмотрена установка и 30-мм пушки НППУ-28 с боекомплектом в 150 снарядов. Эта пушка предназначена для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 метров и живой силы до 4000 метров, а малоскоростных воздушных целей (вертолеты и беспилотники) – до 2500 метров.
Вертолет может нести и различное ракетное вооружение. Например, неуправляемые авиационные ракеты НАР С-8 и НАР С-13 (4 кассеты по 20 ракет), предназначенные для уничтожения живой силы, легкой бронетехники и объектов инфраструктуры. Управляемое ракетное вооружение представлено ПТРК «Штурм-В», «Атака-В» и «Атака-ВН», предназначенных для уничтожения бронетехники, живой силы, вертолетов, ДОТов и ДЗОТов. Вероятно, что одна из этих ракет и была продемонстрирована ныне на видеосъемке МО РФ из сирийской Пальмиры, на которой видна их эффективность – точное поражение бронетранспортера и боевиков в укрытии. Ракеты «воздух-воздух» представлены комплексом «Стрелец» с ракетами «Игла-В» – 4 по 4 штуки.
– Действия российских вертолетов в Сирии существенно изменили расклад сил, – говорит экс-сенатор, ветеран-«афганец» Франц Клинцевич. – Их точечные удары по позициям боевиков позволили и противника уничтожить, и сохранить памятники архитектуры. Конечно, в Сирии принимают участие и проверенные Ми-24, о которых лестные отзывы дают даже иностранные военные эксперты, но Ми-28Н и Ка-52 более современные и оснащенные винтокрылые машины. Для этих вертолётов это первое боевое применение, возможность продемонстрировать свои боевые качества. И, похоже, «вертушки» доказали, что не напрасно были приняты на вооружение российской армии. Ми-28Н переплюнул по всем показателям и своего, так скажем, конкурента – американский вертолет «Апач». Ка-52 –ударно разведывательный вертолёт, который также подтвердил свою репутацию надёжного воздушного бойца.
Ну, а высочайший профессионализм наших пилотов, который они неоднократно демонстрировали в том числе и в боевых условиях, признан во всем мире. И это – существенное усиление возможностей ударного штурмового вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» и ударно-разведывательного Ка-52 «Аллигатор». Здесь не лишне вспомнить и про единственную в России пилотажную группу «Беркуты», которая стремительным истребителям предпочитает боевые вертолёты. В их составе – ударные Ми-28Н. Порой пилоты из 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации используют в демонстрационных полётах вертолёты Ми-24 и Ка-52. «Беркуты» – одна из немногих пилотажных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте. Пилоты при этом демонстрируют не только фигуры высшего пилотажа, но и боевого применения вертолётов.