Войти в почту

Силы спецопераций. Азербайджанский опыт

В четвёртом номере журнала «Экспорт вооружений» за 2021 год, который издаётся Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), была опубликована любопытная статья военных экспертов Вадима Зайцева и Юрия Лямина, посвящённая Силам специальных операций (ССО) Азербайджана.

Силы спецопераций. Азербайджанский опыт
© Русская Планета

Авторы кропотливо проанализировали этапы становления данного формирования вооружённых сил, обратили внимание на проблемы и достижения Баку, на роль Турции и в целом успешную деятельность ССО в период шестинедельной карабахской кампании 2020 года.

Для российского обывателя опыт Азербайджана важен главным образом в контексте ситуации в Донбассе. Усилия, которые приложил Баку для создания современной структуры армейского спецназа, говорит о том, что даже небольшое и слабое в техническом отношении государство при определённых условиях может обзавестись достаточно эффективными ССО.

Силы специальных операций — форма организации армейских подразделений, предполагающая наличие единой командной структуры. Ранее специальные войска находились в подчинении командующих видов и родов ВС. Такой порядок, например, действовал в СССР и России до 2009 года, когда на основе зарубежного опыта началось формирование ССО.

Единая командная структура автоматически решает проблему координации спецподразделений, задаёт унифицированные стандарты управления, подготовки, обмундирования и вооружения.

Первопроходцами на этом поприще являются западные государства. На текущий момент наиболее многочисленные ССО функционируют в США (свыше 45 тысяч человек). Силы специальных операций, как правило, напрямую подчинены Генштабу. Спецназ ориентирован на проведение операций за рубежом.

Деятельность ССО носит тайный характер — государство не обязано публично отчитываться о работе спецназа, о человеческих и материальных потерях, а также сообщать о количестве средств, выделенных на его содержание.

Костяк ССО — это «батальонные тактические группы», представляющие собой мобильные формирования, ориентированные на разведывательную и диверсионную деятельность в тылу противника. Данные формирования включают «универсалов», снайперов, зенитчиков, операторов средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), боевых пловцов и других специалистов.

Помимо широкого перечня стрелкового оружия, на вооружении ССО Азербайджана стоят гранатомёты, ПЗРК, миномёты, лёгкие автомобили, парашютные системы, водолазное снаряжение, комплексы РЭБ и разнообразное оборудование для разведки и целеуказания артиллерии и авиации.

К изучению зарубежного опыта проведения разведывательных и диверсионных операций Азербайджан подтолкнула утрата карабахских территорий в ходе первой кампании 1992-1994 годов.

В ходе войны в силу нехватки подготовленных солдат Азербайджану приходилось использовать элитные разведывательные части для проведения общевойсковых операций. Также Баку экспериментировал с применением рейдовых отрядов на театре военных действий (ТВД). Несмотря на массу проблем и общий неудачный исход кампании, в целом данные формирования показали себя достойно.

При принятии решений о проведении глубоких военных реформ и создании ССО Баку учитывал специфику театра военных действий — необходимость ведения боёв на местности с множеством перевалов, ущелий и горно-лесистых пространств.

С учётом этих особенностей Азербайджану требовались небольшие мобильные подразделения, которые могли бы без применения тяжёлых вооружений и военной техники окружать армянские укрепрайоны, занимать и удерживать высоты, организовывать засады, осуществлять разведку, целеуказание и нападения.

Именно под такие задачи как раз заточены Силы специальных операций, и на их создание Баку не пожалел ресурсов.

Одним из основателей ССО Азербайджана считается Хикмет Мирзоев, руководивший в 1992 году 772-м рейдовым отрядом. Впоследствии на его базе был создан 772-й батальон глубинной разведки, а сам Мирзоев стал командующим ССО Минобороны республики.

Точкой отчёта формирования Сил специальных операций Азербайджана является соответствующее распоряжение президента Гейдара Алиева от 30 апреля 1999 года. Ключевым помощником Баку на этом пути выступила Турция, которая делилась с закавказским союзником, как собственным опытом, так и богатой практикой натовских государств.

Для подготовки ССО был развёрнут учебный центр «Шубаны». На первоначальном этапе Азербайджан имел, предположительно, одну бригаду специального назначения, которую неофициально называли «Яшма». К 2015 году их количество возросло до двух-трёх. В июне 2020 года в структуре ВС республики появилась ещё одно подразделение. Каждая бригада, как считается, включает по четыре батальона.

«Приём в силы специального назначения Азербайджана проводится на добровольной основе. Военнослужащие должны сдать нормативы по физической подготовке и успешно пройти шестимесячный подготовительный курс, в ходе которого проверяется способность сохранять боеготовность в любой обстановке. Подготовка ведётся в разных условиях: на земле, в воде и в небе… Одно из основных требований к кандидатам — знание нескольких иностранных языков», — отмечается в статье в журнале «Экспорт вооружений».

Большое внимание отводится отправке азербайджанских спецназовцев за рубеж. Они проходят практическую и теоретическую подготовку, как в Турции, так и в европейских странах. В процессе развития ССО Баку создал не только элитные части лёгкой пехоты, но и группы боевых пловцов, способных вести оборону и осуществлять диверсии. В их подготовке участвовали инструкторы из США.

При этом неправильно полагать, что Баку слепо копировал турецкий и западный опыт. Зайцев и Лямин утверждают, что к вооружению ССО руководство Азербайджана исходило из военной целесообразности и не стремилось следовать западным стандартам.

Например, при выборе основного стрелкового оружия азербайджанцы остановились на российском АК-74М и его лицензионных копиях, которые выпускаются в Азербайджане с 2011 года. Также в ходу азербайджанского спецназа пулемёты Калашникова — ПКМ, РПК-74 и РПК-74М.

Одновременно с этим отдельные подразделения специального назначения имеют в арсенале белорусско-азербайджанские автоматы AR-15 Aztex, израильские TAR-21 Tavor и IWI X95, пистолеты-пулемёты Uzi и MP5, американские автоматические карабины M4.

На вооружении снайперов ССО Азербайджана находится широкая гамма винтовок: легендарные СВД, бесшумные ВСС «Винторез», австрийские Steyr-Mannlicher SSG-08 и SSG-M1, азербайджанские Yalguzag-7.62, американские M110 и Remington 700, Defensive Edge LRKM, британские RPA Rangemaster 338LM и Accuracy International AW 308, турецкие MKEK JNG-90 Bora и финские Sako TRG-22.

До Второй Карабахской войны небольшой практический опыт азербайджанский спецназ получил в натовских миссиях в Косово, Ираке и Афганистане, а также в периоды обострения ситуации в апреле 2016 года и июле 2020 года. Такая проба сил позволила выявить и исправить недостатки в оснащении и тактике действий.

Точная дата боевого крещения ССО во второй кампании неизвестна. Однако считается, что спецназовцы Азербайджана «засветились» в Карабахе в самом начале октября.

«Разведывательно-диверсионные группы ССО Азербайджана отметились успешными действиями в ночное время, в сложной горной местности, в тылу противника. Они просачивались в образующиеся бреши в армянской обороне, занимали господствующие высоты, перерезали дороги, обнаруживали важные цели и наводили на них артиллерию и авиацию», — говорится в материале «Экспорта вооружений».

Как полагают исследователи, Силы специальных операций Азербайджана сыграли ключевую роль в успешном наступлении на южном направлении, которое в итоге позволило взять Шушу — ключевой форпост на пути к Степанакерту. Бросок азербайджанского спецназа в сторону Шуши через горы и леса без тяжёлой техники «оказался неожиданным для армянского командования, которое так и не смогло найти успешного противодействия», констатировали Зайцев и Лямин.

Вместе с тем необходимо отметить, что результативные действий ССО нельзя рассматривать как панацею, универсальный инструмент решения всех задач и проблем на ТВД. Вторая Карабахская война обернулась для Баку тяжёлыми потерями. Только, по официальным данным, жертвами боёв с армянскими войсками стали почти три тысячи человек, и понятно, что реальная цифра выше.

Структуру потерь Баку не раскрывает, тем не менее можно предположить, что опыт сражений подсказал Азербайджану важность улучшения подготовки командиров и личного состава общевойсковых частей. ССО способны нанести большой урон противнику, но их мощь должна быть хирургическим инструментом в локальных конфликтах, а не авангардом наступления.

Не секрет, что опыт Второй карабахской кампании активно изучает украинский Генштаб. Если в Киеве сделают адекватные выводы, то в будущем ополчение может столкнуться с массой трудностей по удержанию позиций на линии соприкосновения.