Китайские журналисты оценили актуальность «кобры Пугачева» в современном воздушном бою
Маневренный воздушный бой в первой половине прошлого века был не просто вариантом, а практически единственным способом ведения боя для летчика-истребителя. До появления ракетного оружия главным средством борьбы с самолетами противника являлись пушки и пулеметы, которые наводились на цель поворотом всей машины.
Со временем «собачьим свалкам» регулярно выписывали путевку в прошлое, но раз за разом оказывалось, что списывать со счетов дедовские приемы все еще рано. Так, во время войны во Вьетнаме американские F-4 Phantom II пришлось экстренно оснащать авиационными пушками. Ракеты воздух-воздух не смогли обеспечить ему необходимого преимущества в воздухе над более маневренными советскими истребителями.
Отечественные авиаторы приложили немало усилий для совершенствования техники высшего пилотажа. Достаточно вспомнить Петра Николаевича Нестерова, впервые исполнившего маневр, названный его именем: знаменитую петлю Нестерова. Его продолжателем стал летчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачев, впервые продемонстрировавший на авиасалоне 1989 года в Ле-Бурже «кобру Пугачева».
Со стороны маневр выглядит впечатляюще: машина резко задирает нос, продолжая двигаться в прежнем направлении. Затем она возвращается в прежнее положение практически не теряя высоту полета. Таким образом во время показательных выступлений демонстрируется устойчивость и тяговооруженность самолета.
Но есть ли практическая польза от «кобры» в реальном бою, когда противник применяет более современные, чем во времена Вьетнамской войны, самонаводящиеся ракеты? По мнению журналистов Sina, этот тактический прием сохраняет актуальность и по сей день, правда, в ограниченном числе случаев.
С точки зрения тактики «кобра Пугачева» является способом быстро сбросить скорость, и как уверяют китайские журналисты, такая необходимость может возникать и у самых современных истребителей.
Во-первых, этот прием позволяет сократить расстояние с сидящим на хвосте противником до такого, когда пуск ракет уже невозможен. А во-вторых, современные самолеты продолжают оснащаться авиационными пушками, которые предполагают незначительную дальность боя. И в этой ситуации самолет, способный на более энергичное маневрирование, получает преимущество.
Для китайских ВВС, основу которых составляют лицензионные копии российских истребителей КБ Сухого, «кобра Пугачева» является достаточно полезным приемом. Впрочем, исполнять ее удавалось на МиГ-35 и МиГ-29 с управляемым вектором тяги.
Ранее в Китае сравнили атомные подводные лодки РФ и США «Ясень» и «Вирджиния». Журналисты издания Sohu пришли к выводу, что многоцелевая российская АПЛ обладает заметным преимуществом перед американской, а гиперзвуковые ракеты «Циркон» позволят сохранить это преимущество минимум на десятилетие вперед.