Джо Байден меняет подход к оружейной торговле
В американских СМИ появился ряд публикаций по поводу грядущего изменения подхода администрации Джо Байдена к внешней торговле вооружениями. Ожидается, что речь идёт об ограничениях в военно-техническом сотрудничестве из-за проблем, связанных с соблюдением прав человека.
Презентация нового курса запланирована на сентябрь, но уже сейчас аналитики по всему миру пытаются спрогнозировать изменения, которые ожидают глобальной рынок и его основных игроков.
По сообщению Reuters, Госдеп рассчитывает на то, что члены конгресса поддержат проект президента по изменению политики в области поставок обычных вооружений (Conventional Arms Transfer, CAT).
Высокопоставленный чиновник Белого дома в беседе с агентством сообщил, что новая политика находится в процессе разработки. Её главная цель — помочь «строить и поддерживать стратегические партнёрские отношения, которые наилучшим образом отражают ценности и интересы Соединенных Штатов».
СМИ США предполагают, что ограничения на экспорт вооружений коснутся прежде всего таких государств как Филиппины, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ, то есть стран, которые постоянно критикуются американскими правозащитными организациями за чрезмерную жестокость силовиков и подавление прав представителей ЛГБТ-сообществ.
Показательно, что в конце января, через несколько дней после инаугурации, Байден временно приостановил выполнение контрактов на продажу оружия Эр-Рияду и Абу-Даби. Эти соглашения были заключены незадолго до ухода Дональда Трампа из Белого дома.
Администрация 45-го президента одобрила поставку государствам Персидского залива 50 истребителей-бомбардировщиков F-35 и 18 тяжёлых разведывательно-ударных БПЛА Reaper.
Информация о том, что Байден снял январское эмбарго в публичном пространстве не появлялась, но другие ранее заключённые сделки американская сторона, по всей видимости, выполняет.
Грядущая перемена курса на торговлю оружием вызвала в США многочисленные споры. Идеологи Демократической партии и значительная часть либерального экспертного сообщества поддерживают ограничения для недемократических стран, включая ведущих торгово-экономических и военных партнёров Штатов. Эту логику красноречиво иллюстрирует заявление вице-президента Центра Стимсона в Вашингтоне Рейчел Штолл.
«Соединённым Штатам крайне необходим новый подход к продаже вооружения. Мы надеемся, что в ближайшее время мы сможем решить эту проблему. Мы должны прекратить рассматривать экспорт вооружения исключительно как деловой вопрос», — цитируют Штолл журналисты Reuters.
Однако у такого курса существует масса категорических противников. Это Республиканская партия и представители военно-промышленного лобби США. Все они отстаивают интересы оборонных корпораций в лице General Dynamics, Lockheed Martin, Boeing, Raytheon Technologies, General Atomics и другие.
В президентство Трампа, например, возобладал подход, при котором фактор прав человека был полностью нивелирован. Правда, глава Белого дома руководствовался не только прагматичными коммерческими соображениями.
Своей политикой республиканец заодно пытался примирить государства Персидского залива с Израилем. И на этом поприще достиг немалых успехов. Катар и ОАЭ установили с Тель-Авивом нормальные отношения. Неудача постигла республиканца только при попытке найти точки соприкосновения в саудовско-израильских противоречиях.
Тем не менее, именно при Трампе с Эр-Риядом был заключён рекордный пакет оружейных сделок. По состоянию на начало 2021 года общая сумма всех контрактов с Саудовской Аравии оценивалась в 290 млн долларов.
Эр-Рияд является крупнейшим зарубежным покупателем американской оборонки. Арабы активно приобретают у США новые самолёты, вертолёты, беспилотники, средства ПВО, бронетехнику, стрелковое оружие, боеприпасы и амуницию.
На данный момент сложно делать далекоидущие выводы по поводу будущего американского экспорта в Садовской Аравии. Однако очевидно, что с вводом ограничений, связанных с правами человека, объём продаж вооружений этой монархии Персидского залива сократится. В результате Эр-Рияд начнёт искать новых внешних поставщиков.
Такой сценарий откроет дополнительные возможности для России. По оценкам аналитиков, последние годы портфель заказов Саудовской Аравии в структуре отечественного оружейного экспорта составляет около 10% или чуть более, в денежном выражении — это 5-6 млрд долларов.
Темпы наращивания российских поставок Эр-Рияду будут сильно зависеть от характера рестрикций Байдена. Скорее всего, Белый дом ограничит экспорт ударного вооружения, которое наносило ущерб гражданскому населению Йемена.
Это авиационные ракеты, артиллерийские боеприпасы и БПЛА. Из-за разных калибров, систем управления и других технических параметров Москва вряд ли сможет прибрать к рукам контракты по «выпадающим» ракетам и бомбам.
Однако неплохие шансы РФ получает в сегменте авиатехники. Саудовская Аравия вполне может заинтересоваться презентованным на МАКС-2021 многофункциональным боевым самолётом Checkmate, у которого на вооружении будет несколько дронов, и новыми тяжёлыми беспилотниками российского производства.
В любом случае Россия обязательно должна попробовать воспользоваться претенциозностью царствующих в Белом доме демократов. Необходимый технологический задел для увеличения портфеля экспортных контрактов на несколько миллиардов у Москвы есть.
И всё же грядущее изменение политики США в сфере торговли оружием не создаёт предпосылок для революции на глобальном оружейном рынке в пользу Москвы.
Максимум, который может добиться Россия с учётом санкционных ограничений и давления Вашингтона на наших партнёров по линии военно-технического сотрудничества, это рост годового экспорта с 15 до 16-17 млрд долларов и увеличение общего объёма портфеля заказов до примерно 60-65 млрд.
Подобный результат можно будет назвать очень хорошим достижением. Если ориентироваться на информацию Кремля и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), то последние годы оружейный экспорт РФ не растёт.
А данные российской таможни и Стокгольмского международный институт исследований проблем мира (SIPRI) говорят о том, что объём поставок отечественных вооружений за рубеж снижается. Доступ даже к небольшому куску богатейшего саудовского рынка позволит России поправить свои дела.
В нашей стране нередко представляют Москву как соперника Вашингтона на глобальном оружейном рынке. РФ и США действительно порой ведут борьбу за поставки вооружений в ряд стран, но по большому счёту Соединённые Штаты находятся вне конкуренции.
Достаточно сказать, что совокупный годовой экспорт американского оружия превышает 170 млрд долларов. Из них более 50 млрд — это поставки военных изделий за рубеж по межправительственным соглашениям.
Очень много военной продукции США, помимо арабов, покупают Япония, европейские государства, включая такого крупного игрока международного оружейного рынка как Франция. При этом России запрещено поставлять изделия ОПК в страны-члены НАТО.
Как говорил замдиректора ЦАСТ Константин Макиенко (эксперт умер в мае нынешнего года), главным фактором оружейного рынка является политика. Тот или иной образец военной продукции закупается, исходя прежде всего из политической конъюнктуры.
Например, Турция приобрела у Москвы ЗРК С-400, стремясь продемонстрировать Вашингтону, суверенитет и независимость своей внешней политики. Индия покупает российское оружие, руководствуясь в том числе принципом диверсификации поставок, то есть сбалансированного импорта из разных стран.
Соединённые Штаты будут оставаться абсолютным лидером глобального оружейного рынка как минимум ближайшие десятилетия, и смена подхода к торговле военной продукции не способна поколебать позиции Вашингтона.
Настоящих тектонических изменений можно ожидать лишь существенным ослаблением геополитического влияния США, которое будет выражаться в кризисе в отношениях с союзниками и партнёрами, а также резком возвышении РФ и КНР. Нынешний масштаб негативных для Вашингтона перемен не позволяет рассчитывать на скорый крах американской гегемонии.