В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Русский «Катран» попытался утопить американский «Апачи»

продолжают работу по созданию корабельной модификации вертолета Ка-52 – Ка-52К «Катран». Об этом сообщил генеральный директор холдинга Андрей Богинский.

Русский «Катран» попытался утопить американский «Апачи»
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

и «Вертолеты России» подписали контракт на продолжение ОКР по теме «Катран». Новая винтокрылая машина должна быть полностью готова до 2023 года. В настоящее время ведутся работы по унификации корабельной версии к наземной.

Осталось сделать не так уж и много. Четыре опытных образца полностью прошли всю программу наземных испытаний к концу 2019 года. И в середине 2020 года привело слова генерального конструктора Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» о том, что машина уже полностью готова.

Однако Министерство обороны притормозило этот процесс. Было решено принимать «Катран» на вооружение и разворачивать серийное производство лишь после того, как вертолет будет испытан в морских условиях. И желательно на платформе, на которой будут прописаны «Катраны».

Однако платформа уже далеко – в . Создание «Катрана» в значительной степени было связано с покупкой у двух вертолетоносцев «Мистраль». Но в связи с санкциями корабли продали не России, а Египту.

В 2020 году на в были заложены два универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 Зеленодольского ПКБ – «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». В связи с чем сейчас Министерство обороны продолжило финансирование проекта по созданию «Катрана»

Вполне понятно, что на «Иване Рогове» Ка-52К испытываться не будут. Для этого подыщут какой-то другой корабль, который приспособлен к базированию на нем одного-двух противолодочных или транспортных вертолетов. Потому что вертолетоносцы будут построены к концу этого десятилетия, а то и в начале следующего. Поскольку таких больших кораблей за прошедшие 30 лет российская судостроительная отрасль еще не строила. УДК проекта 23900 имеют полное водоизмещение в 40 тыс. тонн. Длина достигает 220 м, ширина – 38 м, осадка – 8 м.

Можно было бы предположить, что скорейший запуск «Катранов» в серийное производство связан с ситуацией в Египте с «Мистралями». Получив вертолетоносцы, немедленно заключил контракт на приобретение 50 Ка-52. С тем учетом, что первые машины будут наземные «Аллигаторы» Ка-52, а затем начнут поступать корабельные «Катраны» Ка-52К.

Однако шло время, а «Катраны» на горизонте так и не появлялись. Но обнаружилась еще одна неприятность, крайне досадная. «Аллигатор» плохо приспособлен для работы в условиях химически агрессивной морской среды. Стали возникать технические проблемы с двигателями, с авионикой, с навигационными системами и системами ночного видения. Это стало также и следствием работы в жарких климатических условиях, из-за чего двигатель теряет мощность в различных режимах полета.

В таких условиях египтяне решились на беспрецедентный шаг – создали две смешанные авиагруппы, в которых используются различные ударные вертолеты – российские «Аллигаторы» и американские «Апачи». «Апач», конечно, тоже наземный вертолет, до этого момента на кораблях массово не использовавшийся. Но американцы, беспрерывно участвуя в «колониальных» войнах, добились устойчивой работы машины в различных климатических условиях. В том числе и в условиях африканского пекла.

Кстати, размещение двух различных вертолетов наземного базирования на палубе кораблей, где каждый кубический метр слишком дорог, чтобы использовать его неэффективно, - это настоящее расточительство. Они занимают слишком много места. Корабельные вертолеты, в том числе и «Катран», имеют складывающиеся лопасти несущего винта, за счет чего экономится корабельное пространство. Но это не всегда помогает.

«Аллигатор» сейчас подтягивают до уровня корабельной модификации. Точнее его модификацию Ка-52М.

У «Катрана» сильнее вооружение. Этот вертолет сразу оснастили ракетой «воздух-поверхность», благодаря которой резко повысилось его качество. После чего ее начали внедрять в состав высокоточного ракетного вооружения Ка-52М и «Ночного охотника» Ми-28НМ. Это авиационная ракета семейства «Гермес», в котором есть и наземные модификации, и корабельные. Ракета обладает уникальной для армейской авиации, к которой относятся вертолеты и штурмовики, дальностью – 20 км. Все прочие отечественные авиационные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) пролетают не более 10-12 км.

Это очень важное нововведение, потому что «Катрану» (а теперь и Ка-52М и Ми-28НМ) для пуска ракеты по позициям противника не нужно входить в зону систем ПВО ближнего действия. Поскольку она имеет радиус, не превышающий 15 км.

Таким образом российские вертолеты, оснащенные ПТУР «Гермес-А», оказываются в более выигрышном положении, чем американский «Апач». Он имеет ракету AGM-114 Hellfire («Адское пламя»), максимальная дальность полета которой равна 11 км. Дальность выбрана американскими конструкторами, исходя из принципа «разумной безопасности». «Апач», совершая пуск ракеты, не могут достать ПЗРК типа «Стингер» и «Игла».

«Гермес-А» наводится на цель при помощи инерциальной системы управления. А на финальном участке включается головка самонаведения, тип которой не раскрывается. Возможно она радиолокационная, но может быть и двухканальной – радиолокационная и инфракрасная. Так что с этой ракетой начинает действовать принцип «выстрелил и забыл» - ее не надо сопровождать на всем маршруте лазерным или радиолучом.

Но одно дело сделать ракету с повышенной дальностью полета. И совсем другое - внедрить ее в систему управления вооружением. Для того, чтобы совершить пуск, необходимо четко видеть цель. Оптический прицел тут не годится.

Не подходит и оптико-локационная станция ГОЭС-451, имеющая телевизионный и тепловизионный каналы. Она позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его на расстоянии в 16 км. Ночью «зрение» хуже - обнаружение происходит на расстоянии в 16 км, распознавание – на 10 км. То есть в полной мере воспользоваться ГОЭС-451 для запуска «Гермеса-А» не представляется возможным.

Остается надеяться на РЛС. На Ка-52 установлен «Арбалет». Его дальность по обнаружению наземных целей лежала в пределах 15 км. Поэтому станцию пришлось модернизировать, чтобы ее дальность соответствовала дальности новой ПТУР.

На место на палубе российских УДК претендуют не только «Катраны». начала разработку морского истребителя пятого поколения с вертикальным взлетом и посадкой. Правда, неизвестно, когда самолет будет готов.