Checkmate на МАКС-2021: Арабские корни русской авиационной сенсации
Весь мир продолжает на все лады обсуждать главную сенсацию проходящего сейчас в Подмосковье Международного аэрокосмического салона МАКС-2021 – официальную презентацию российского перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения под коммерческим названием Checkmate, разрабатываемого ПАО «Компания «Сухой». Обсуждается что угодно: не «слизан» ли наш Checkmate с соответствующих американских разработок? Действительно ли его можно относить к пятому поколению? В состоянии ли будет эта наша суперразработка составить реальную конкуренцию на мировом рынке вооружений своему американскому аналогу F-35 компании Lockheed Martin, который уже купили десятки стран, а еще столько же просто мечтают купить?
Однако, на мой взгляд, за пределами общественного внимания пока остается главный вопрос: а как вообще Россия сумела за весьма короткий срок на удивление быстро подобраться к созданию собственного легкого многоцелевого самолета пятого поколения? Ведь для решения конструкторских проблем такого масштаба нам нужны были не просто деньги. Но – совершенно сумасшедшие деньги. Суммарно в пересчете – многие миллиарды долларов.
Чтобы представить, о каких средствах обычно идет речь при работах над подобными оружейными проектами, достаточно, как представляется, привести единственный факт: только за первое десятилетие (с 2001 по 2011 годы) на проектирование и испытания F-35 и его прототипов Штаты и их союзники вынуждены были раскошелиться на 56 миллиардов «зеленых». И это оказались отнюдь не последние астрономические траты на этом направлении.
А теперь предлагаю перевести взгляд на Россию. Что мы услышали про финансирование разработок проекта ставшего уже благодаря МАКС-2021 знаменитым на весь мир пока еще не летающего и даже не ползающего Checkmate? Как уверяют в Объединенной авиастроительной корпорации, самолет-сенсация этой корпорацией разработан в инициативном порядке без привлечения бюджетных средств Министерства обороны РФ. Но вы же, безусловно, ни за что не поверите, что карманы нашей ОАК, регулярно срывающей сроки создания другой важнейшей для страны авиатехники (особенно – гражданского назначения), практически бездонны? А как иначе, если, как нас уверяют, оттуда всего за несколько лет извлечены сотни миллиардов. Пусть не долларов, а рублей. Только и это в нынешних российских реалиях представляется совершенно невероятным.
Что тогда остается предполагать? Что внушительных деньжат авиаконструкторам по согласованию с военными подкинуло наше Министерство промышленности и торговли? Возможно, но только какую-то часть. Потому что и в ведомстве Дениса Мантурова собственным печатным станком пока не обзавелись.
Невольно закрадывается подозрение, что под проект Checkmate открыто внушительное финансирование от некого заинтересованного и чрезвычайно богатого иностранного источника. Если покопаться в памяти, то без особого риска ошибиться можно, думается, даже назвать этот «клондайк», так своевременно открывшийся для авиастроителей России. Это Объединенные Арабские Эмираты. Что примечательно – давняя и очень выгодная вотчина американского оружейного бизнеса. Которая теперь, вероятно, «была вашей, станет нашей».
Чтобы подтвердить эту нашу догадку, придется мысленно возвратиться в 2017 год. В столице ОАЭ Абу-Даби в ту пору проходила 13-я Международная выставка вооружений International Defense Conference & Exhibition (IDEX). Присутствовавший на ней глава российской корпорации «Ростех» Сергей Чемезов согласился на интервью известному американскому изданию Defense News. И в нем к ужасу наших заокеанских конкурентов внезапно рассказал, что Россия с местными шейхами ведет переговоры о совместной разработке принципиально нового легкого истребителя-невидимки пятого поколения. «Новый, более современный самолет будет создаваться на базе российского МиГ-29, работа над ним займет семь-восемь лет», - поведал Defense News глава «Ростеха».
На IDEX Чемезовым было заявлено, что планируется «производство истребителей здесь, в Объединенных Арабских Эмиратах, и для потребностей ОАЭ». Что, по логике, уже само по себе предполагало, что шейхи с Москвой будут как минимум «в доле». То есть – схематично это выглядело так: «арабские деньги плюс русские мозги».
Теперь смотрите что получается. Если разработка Checkmate стартовала в следующем, 2018-м году, то это плодотворное сотрудничество продолжается уже четвертый год. Представители ОАК обещают, что первый полет прототип наш Checkmate совершит в 2023 году. Выходит, что к тому времени после ставшей, видимо, эпохальной для российского авиастроения выставки вооружений IDEX-2017 пройдет почти столько же годиков, сколько Чемезов и обещал в интервью – «семь-восемь лет». Ну, или даже чуть меньше. Что само по себе может свидетельствовать: не афишируемый нигде «золотой дождь» с берегов Персидского залива льется сейчас на российскую ОАК практически неиссякаемым потоком. Что, скорее всего, вместе с признанным во всем мире гением российских конструкторов и предопределило рекордные сроки рождения нынешней сенсации.
Но почему в партнерах у нас оказались именно шейхи? И как подобное святотатство прямо у себя под носом допустили Соединенные Штаты? Тут все дело в сложностях политических отношений Вашингтона и Тель-Авива с арабским миром. А именно – в известных обязательствах американцев перед еврейским государством никогда и ни при никаких обстоятельствах не допускать, чтобы любое из арабских государств получило не то что преимущество – хотя бы равенство с Израилем в современных ударных вооружениях. Поэтому когда на рынке вооружений появились первые F-35, в США было решено в первую очередь поставлять их израильским ВВС. Сделка на поставку Тель-Авиву первых 20 истребителей-невидимок была заключена почти сразу после того, как сами США приняли его на вооружение – в 2010 году.
Примерно в те же годы с просьбой оказать такую же милость и им, к администрации Барака Обама обратились и шейхи. Их армия к тому времени до зубов была вооружена именно американскими системами. В Штаты за них были перекачаны миллиарды и миллиарды «нефтяных» денег. Поэтому у ОАЭ была определенная надежда, что с F-35 для них в Вашингтоне сделают исключение из правил. Но в ответ из офиса Обамы просто не прозвучало ни слова. Что фактически означало отказ. Что выглядело просто оскорбительно для финансово всесильных Эмиратов. Вероятно, тогда-то там и зародилась мысль: а не поехать ли за тем же товаром в Москву? Тем более, что сотрудничество и с Россией у этой страны к той поре уже было налажено. В значительной степени на деньги ОАЭ по контракту 2000 года Россия создала свой зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-1С». И первая партия этих боевых машин в количестве 50 единиц вместе с тысячью зенитных ракет в 2003-2005 годах отправилась вовсе не в российские гарнизоны, а на берега Персидского залива.
Словом, к моменту отказа Штатов от поставки им F-35 шейхи уже знали, в какие кабинеты в Кремле и в правительстве РФ следует постучаться. Так в феврале 2017 года был подписан с Россией меморандум на совместную разработку истребителя пятого поколения. Который, к тому же, в качестве дополнительной опции предусматривал закупку этим арабским государством для начала еще и партии уже выпускавшихся серийно многофункциональных истребителей Су-35 поколения 4++.
Это просто поставило на уши Вашингтон. Поскольку не лезло ни в какие ворота давно налаженного оружейного бизнеса с ОАЭ. Поэтому уже в ноябре того же года на пресс-конференции в дубайском отеле «Мариотт Маркус» первый заместитель командующего ВВС США генерал Стефан Уилсон заявил, что его страна возобновляет переговоры с ОАЭ о возможной продаже туда истребителей F-35. Вопрос с покупкой у России Су-35 мгновенно отпал. Но, как мы убеждаемся сегодня, выполнение подписанного в 2017 году меморандума негласно, скорее всего, продолжилось. В той части, которая касалась разработки вместе с русскими прямого конкурента американскому самолету.
Почему? Да потому, что арабы до последнего не были уверены, что F-35 они все же получат. Волынка для них тянулась годами. Для того, чтобы дело все же сдвинулось с места, им прежде пришлось урегулировать некоторые собственные противоречия с Израилем. Лишь после получения от шейхов необходимых заверений в лояльности, Тель-Авив снял свои возражения на осуществление этой сделки. Поэтому 20 января 2021 года, всего за час до вступления в должность нового президента США Джо Байдена, Соединенные Штаты и Объединенные Арабские Эмираты подписали межправительственное соглашение (в форме обмена письмами Letters of Offer and Acceptance - LOA) о поставке ОАЭ по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) 50 истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II, управляемого вооружения для них. Стоимость сделки – свыше 10 миллиардов долларов.
Правда, как указывает агентство Reuters, каждый из этой полусотни самолетов для ОАЭ американцы решили сделать в особой версии. Таким образом, что машины с опознавательными знаками ВВС ОАЭ на крыльях в любом случае будут гарантированно видны на экранах израильских радиолокационных станций наблюдения за воздушным пространством. Как это в Lockheed Martin сделают технологически – пока не раскрывается. Но согласитесь – обидно для заказчиков, готовых платить практически любые деньги.
Но и это, как оказалось, еще не конец этой военно-политической драмы. Первым в Вашингтоне голос протеста против отправки Дубаю партии долгожданных F-35A поднял сенатор-демократ Крис Мерфи. Он указал на сотрудничество ОАЭ с Саудовской Аравией в гражданской войне в Йемене, когда обе страны «убили тысячи мирных жителей с помощью оружия американского производства». И добавил: «В Ливии ОАЭ нарушают международное эмбарго на поставки оружия. И есть доказательства того, что Эмираты незаконно передали американскую военную технику экстремистским ополченцам в Йемене. Возникает вопрос: почему США вознаградили за такое поведение соглашением о продаже оружия? По крайней мере, мы должны получить четкие, нерушимые заверения в том, что поведение ОАЭ в Ливии и Йемене изменится. Но этого пока не произошло».
Следом против контракта с шейхами с собственными аргументами выступили сенаторы Роберт Менендес и Джек Рид. Они обратили внимание Белого дома на все более плотное сотрудничество Эмиратов с Россией и Китаем. Припомнили и наши «Панцири-1С», и тот самый меморандум про совместную разработку легкого истребителя пятого поколения. По мнению этих политиков, велика вероятность, что в сложившихся реалиях новейшие американские технологии, использованные в F-35A, легко могут утечь в Москву и Пекин. И там научатся надежно сбивать штатовские самолеты-«невидимки» раньше, чем те вступят в возможные боевые действия с РФ и КНР.
Тут очень показательна реакция самих арабов на всю эту предпродажную вакханалию. Посол ОАЭ в США Юсеф аль-Отайба предупредил своих слишком ветреных заокеанских партнеров: если Вашингтон откажется поставлять Объединенным Арабским Эмиратам оружие, страна будет вынуждена обратиться в другое место. «Мы предпочли бы иметь лучшее американское оборудование. Но мы, хоть и неохотно, найдем его в других источниках», – сказал он.
Юсеф аль-Отайба уже знал, что в Москве почти готова сенсация с показом на МАКС-2021 конкурента ни в какую не дающегося его стране в руки F-35 – русского Checkmate? По идее – не мог не знать. Потому что арабы просто не могут, выкладывая из собственного пропахшего нефтью кошелька миллиарды, не контролировать самым детальным образом ход работ в нашем «Сухом» над новым российским боевым самолетом. Конечно, посол был в курсе наших достижений. Поэтому и не блефовал, обещая Вашингтону обратиться к «другим источникам».
Для США это шок. Какой клиент уходит к Москве!