Как казаки немецкие танки поджигали

Москву в 1941 году защищала вся Россия, весь Советский Союз, все народы страны. Внесли свою лепту в оборону столицы и казаки. На Волоколамском направлении покрыл себя неувядаемой славой 37-й Армавирский кавалерийский полк. Подвиг, который был совершен героями-панфиловцами, всего через три дня повторили рядом с тем же Волоколамским шоссе кубанские казаки из 37-го Армавирского кавалерийского полка. 

Как казаки немецкие танки поджигали
© Вести Подмосковья

19 ноября у деревни Федюково занял оборону 4-й эскадрон полка под командованием младшего политрука Михаила Ильенко. Конечно, воевали казаки в пешем строю. Конь танку не соперник. Бойцы прекрасно понимали, что если на их направлении будет танковая атака, то они обречены. Казаки были вооружены двумя ручными пулеметами, карабинами, кинжалами и шашками. Гранат не было, зато полно бутылок с зажигательной смесью. Это сомнительное, но все же оружие против немецких танков. Укрепиться эскадрон не успел — земля начала промерзать и глубоко в нее зарыться было невозможно. Казаки маскировались в снегу. Кому-то пришла идея делать это впереди своих позиций с запасом бутылок - «коктейлей Молотова».

И танки тут все-таки пошли. Пулеметы успешно отсекали пехоту, то тут, то там вздыбался снег и снова в проезжавший мимо танк летела очередная бутылка с зажигательной смесью. Немцы не были готовы к таким сюрпризам, несколько их танков уже горели, но и наши кавалеристы несли большие потери. После каждой атаки их оставалось все меньше и меньше. 

Командование понимало, что несколько человек не могут долго сдерживать стальной натиск и несколько раз отправляло посыльных с приказом об отходе. Но его никто не выполнил, так как путь простреливался снайперами и никто пробраться к казакам не смог. Под ночь шум боя затих и на место сражения послали сына полка Сашу Копылова. Тот под видом деревенского парня добрался до позиций эскадрона, но нашел только тела погибших товарищей и чадившие немецкие танки. В Федюково праздновали победу над героическим противником гитлеровцы. Командир кавалерийской группы Лев Доватор принял решение ночью ударить в конном строю с целью отбить деревню и, может быть, спасти кого-то из казаков 4-го эскадрона. 

Полупьяные немцы были выбиты из деревни буквально за минуты. Они бежали, испугавшись, что их атакуют крупные силы русских. А кавалеристам даже мертвыми удалось найти не всех бойцов 4-го эскадрона. Нужно было отходить и хоронить погибших было некогда. Их закопали прямо в снег у кромки леса. 

Только из одной станицы Упорной Лабинского района Краснодарского края в том бою смертью храбрых пали 12 казаков. История сохранила их фамилии: Радченко, Яценко, Бабаков, Бабура, Гуров, Ильченко, Коновалов, Кутья, Онищенко, Савченко, Черничко и Шевченко. Всего павших смертью храбрых защитников деревни Федюково было 37 человек.

За три дня боев у деревни Федюково кавалеристы уничтожили 13 немецких танков, 5 автомашин и почти батальон пехоты гитлеровцев. В наши дни на месте подвига казаков-кубанцев был установлен Поклонный крест...

50-й кавалерийской «кубанской» дивизии за оборону Москвы было присвоено звание гвардейской. Теперь это была 3-я гвардейская кавалерийская дивизия, которая в годы войны освобождала Белоруссию и Польшу, была удостоена орденов Боевого Красного Знамени и Суворова II степени. 18 бойцов дивизии стали Героями Советского Союза, а еще 8 — полными кавалерами ордена Славы. Под Москвой дивизией командовал легендарный военачальник-кавалерист, генерал-майор Исса Плиев. Войну он закончит в звании генерал-полковника командиром фронтовой конно-механизированной группы. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза, только во время Великой Отечественной был удостоен шести орденов.