Войти в почту

ТОП-10 сделанных в Удмуртии вещей

Об оружии, военной технике и гражданской продукции, выпускаемой на предприятиях республики, знают далеко за ее пределами. А об удмуртской кухне наслышаны не только в стране, но и за рубежом. ИА «Удмуртия» представляет ТОП-10 вещей и брендов, созданных и сделанных в республике. Автомат Калашникова Автомат Калашникова Фото: Руслан Нуриахметов (ИА «Удмуртия») © 74 года назад создали легендарный автомат Калашникова АК-47. По словам конструктора Михаила Калашникова, главными качествами его оружия являются «простота и надежность». «Я создавал автомат, будучи сержантом, и постоянно помнил, что солдат академий не заканчивал», – говорил Калашников. В марте 1948 года Михаил Калашников прибыл в Ижевск по предписанию Главного маршала артиллерии Николая Воронова для разработки технической документации и изготовления первой опытной партии автомата АК-47. На Ижевском мотозаводе предстояло сделать 1,5 тыс. единиц оружия. Задание выполнили в срок. Все экземпляры успешно прошли войсковые испытания. В 1949 году их приняли на вооружение армии под названием «7.62 Автомат Калашникова» (АК) и «7.62 Автомат Калашникова со складным прикладом» (АКС). В том же году старшего сержанта откомандировали обратно в Ижевск для дальнейшего серийного производства оружия. АК-47 имеет 95 деталей За разработку АК-47 старшему сержанту Михаилу Калашникову вручили Сталинскую премию I степени и орден Красной Звезды. Премия составляла 150 тыс. рублей. На эти деньги в те годы можно было купить почти 10 автомобилей «Победа» (тогда этот автомобиль стоил 16 тыс. рублей). Также Калашникова дважды удостоили звания Героя Социалистического труда и наградили Ленинской премией. До середины 50-х годов оружие было засекречено. Его первое появление для широкого зрителя состоялось в 1955 году в фильме «Максим Перепелица» В 1950-х годах СССР передало лицензии на производство автомата Калашникова 18 странам. Это были в основном союзники по Варшавскому договору. Еще 11 государств развернули производство оружия без лицензии. В 90-е годы страны Варшавского договора стали распродавать свои арсеналы АК-47. Автомат Калашникова является самым распространенным оружием в мире. Его высокие боевые качества востребованы во всем мире, что выражается в массовости производства. К этому типу принадлежит до 20% всего имеющегося в мире стрелкового огнестрельного автоматического оружия – показатель включили в Книгу рекордов Гиннеса. За 70 лет выпустили более 70 млн автоматов Калашникова различных модификаций. Они состоят на вооружении около 100 армий мира. На основе 7,62-мм автомата Калашникова создано семейство боевого и гражданского стрелкового оружия различных калибров, включая автоматы АКМ и АК-74 и их модификации, ручной пулемет Калашникова, карабины и гладкоствольные ружья «Сайга» и другие, в том числе за рубежом СССР. Автомат Калашникова изображен на гербах Восточного Тимора, Зимбабве и Мозамбика, на монете Островов Кука. А в начале 2019 года в Алжире открыли статую АК-47. Памятник есть и на берегу Синайского полуострова в Египте. В некоторых африканских странах в честь автомата дают имя Калаш. Михаил Калашников рассказывал, что всю жизнь изобретал оружие для защиты, а не для убийства: «Я спокойно сплю, потому что всегда создавал оружие для защиты. Это политики не могут договориться и используют его для убийства». Мотоциклы Мотоциклы «Иж-Юпитер» Фото: Руслан Нуриахметов (ИА «Удмуртия») © Считается, что Ижевск – родина отечественного мотоциклостроения. Появлением мотоциклетного производства в Удмуртии республика во многом обязана Петру Можарову – потомственному дворянину, талантливому конструктору, мотоциклисту № 1 Ижевска. Но речь пойдет о будущих мотоциклах – в 1960-е годы на Ижевском машиностроительном заводе начали выпускать семейство «Планета», а позже и «Юпитер», ставшие широко известны на всем постсоветском пространстве. Они несколько десятилетий считались лучшими в своем классе и о них буквально мечтал каждый мальчишка и юноша. Петр Можаров – главный мотоциклист Ижевска Модели Иж «Планета-3» и Иж «Юпитер-3» получили государственный знак качества СССР. В 1975 году их выпускали уже по 250 тыс. единиц в год. Марки ижевских мотоциклов 59 фото Мотоциклы семейств «Планета» и «Юпитер» выпускали в Ижевске вплоть до 2008 года. Ижевск – родина отечественного мотоциклостроения Пельмени Удмуртия претендует на звание «Родина пельменей» Фото: Руслан Нуриахметов (ИА «Удмуртия») © Сразу несколько регионов России претендуют на звание «Родина пельменей», в том числе и Удмуртия. А как иначе, если русское слово «пельмени» является заимствованием из удмуртского и языка коми: пельнянь – «хлебное ухо» (пель («ухо») и нянь («хлеб»)? Затем слово «пельмень» образовалась под влиянием севернорусского наречия и попало в литературный язык. Пельмени в традиционной культуре не были обрядовым блюдом и готовились по праздникам – при встрече гостей и в заговенье. Сейчас туристическая индустрия Удмуртии пытается закрепить за республикой официальный статус «Родины пельменей». В том числе и для этого в регионе с 2015 года проводится праздник «Всемирный день пельменя». Магнитофон «Иж-303С» («Иж М-303 стерео») Магнитофон «Иж-303С» и «Иж М-305С» Фото: Кристина Берестова © Выпущенный Ижевским мотозаводом в 1986 году магнитофон «Иж-303С» («Иж М-303 стерео») был не только практически у каждой семьи в городах Удмуртии, но и пользовался спросом за ее пределами. Магнитофон имел ручную и автоматическую регулировку уровня записи, автостоп при обрыве и окончании ленты в кассете, счетчик расхода ленты с устройством памяти, стрелочные индикаторы уровня записи и систему шумопонижения. Интересно, что ни до, ни после «Иж-303С» магнитофоны Ижевского мотозавода, кроме, пожалуй, выпущенного в 1990 году «Иж М-306С» с отсеками для двух кассет, не пользовались такой популярностью. Всего же с 1982 года в столице Удмуртии выпустили шесть моделей магнитофонов и их модификаций. Помимо вышеупомянутых, это были «Иж-302» (выпуск 1982 года), «Иж-305С» (1985) и «Иж М-305С» (1987), «Иж РМ-307С» (1992), «Иж РМ-308С» (1997). Перепечи Перепечи – одно из известных блюд удмуртской кухни Фото: Григорий Фомин © Перепечи – еще одно из известных блюд удмуртской кухни. Ранее до революции перепечи были широко распространены и являлись частью православной традиции и свадебных обрядов. Некоторые виды хлеба, выпекаемые в православных монастырях, тоже могли называть перепечами. Перепечи выпекались как по праздникам, так и в повседневной жизни. По описаниям в очерках они продавались на улицах городов, в том числе и в Москве. Также их подавали на обед русским царям. Перепечи делают с мясной, яичной, грибной или овощной (капустной, крапивной, хвощевой) начинкой, которую заливают сверху яйцом или смесью яйца и молока. Печь их желательно на открытом огне из пресного теста на ржаной муке. ИА «Удмуртия» подготовило и составило подборку мест, где можно попробовать перепечи. Линейка «Можга» Линейка «Можга» Фото: vk.com (public193544688) © Деревянная линейка «Можга» была у нескольких поколений сначала советских, а затем и российских школьников. Ее выпускали на городском заводе «Красная звезда» из бука или дуба, хотя все чаще ученические линейки изготавливают из клена, пластика или металла. Интересно, что советские дети не знали, что означает надпись «Можга» на линейке. О существовании города в Удмуртии с таким названием догадывались немногие Предприятие «Красная звезда» все еще выпускает по ГОСТу линейки из клена. Хотя на данный момент оно сейчас больше специализируется на производстве детской мебели. Автомобили Ижевского завода Автомобили Ижевского завода Фото: Григорий Фомин © В России многие знают о ведущих автозаводах страны – Волжском (ВАЗ) в Тольятти, Горьковском (ГАЗ) в Нижнем Новгороде, Ульяновском (УАЗ) и других. Но есть и те, кто наслышан об Ижевском автозаводе и машинах, вышедших в свет именно с его конвейера. В середине 1960-х годов в СССР началось быстрое развитие легкового автомобилестроения. По контракту с итальянской фирмой «Фиат» началось строительство Волжского автомобильного завода в Тольятти, развертывалась реконструкция Горьковского автозавода, набирали обороты Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) и Запорожский автозавод. В этот период встал вопрос о строительстве еще одного автозавода за счет резервов крупных машиностроительных предприятий. Свою кандидатуру выдвинула и Удмуртская АССР, предложив для строительства две площадки – в Ижевске и Воткинске. Не без участия секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова выбор руководства страны пал на столицу республики Строительство началось в 1965 году. А уже 6 апреля 1966 года Совет Министров СССР принял постановление об организации на Ижевском машиностроительном заводе производства легковых малолитражных автомобилей. В сентябре того же года строительные работы завершились, в ноябре закончили монтаж оборудования. В ночь на 12 декабря с конвейера экспериментального производства сошла первая партия переделанного с МЗМА автомобиля «Москвич-408» с эмблемой «Иж» на радиаторе. На следующее утро состоялся торжественный митинг с участием 1 тыс. человек – так стартовало автомобилестроение в Удмуртии. До конца 1966 года завод дал первую промышленную партию автомобилей – 300 штук, а в мае 1967-го с конвейера сошел 1 000-й автомобиль. Это воспринималось как большая трудовая победа. Всего по состоянию на 1968 год в Ижевске выпустили 4 196 «Москвичей-408». Интересно, что эта машина стала первым советским автомобилем, подвергнутым краш-тесту. Еще один любопытный факт – «Москвич-408» «снялся» в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в «роли» автомобиля Шефа. В 1988 году зарегистрировали рекордный выпуск продукции – почти 190 тыс. автомобилей 14 сентября 1990 года собран первый автомобиль Иж-2126 «Ода». Вначале его назвали «Орбита», но позднее переименовали, так как товарный знак уже был зарегистрирован за рубежом. Модель была огромным шагом вперед, были существенно улучшены все потребительские и технические качества автомобиля. В начале 2000-х освоено лицензионное производство седана LADA 2106 и универсала LADA 2104, в 2004-2009 годы – сборка автомобилей KIA – Spectra, Rio, Sorento. 27 октября 2011 года состоялось закрытие сделки, в результате которой Ижевский автозавод стал частью «АвтоВАЗа». Сегодня автозавод Ижевска является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России, производя LADA Vesta, LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. Беспилотники Беспилотники из Удмуртии Фото: Руслан Нуриахметов (ИА «Удмуртия») © Также многие знают, что в Удмуртии производят беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Одно из предприятий Ижевска занимается этим с 2004 года. Основной продукцией являются разведывательные беспилотные системы на базе широкого ряда беспилотных воздушных судов (БВС) самолетного и вертолетного типа, которые могут обследовать территории с воздуха, работать при сильном ветре, низких или высоких температурах. Комплексы оборудованы видеокамерой, тепловизором и фотоаппаратом. Летательный аппарат может находиться в воздухе 2,5 часа, работать на высоте 3,6 км, а его скорость может доходить до 110 км/ч. Специалисты используют ижевскую разработку для охраны заповедных зон, борьбы с браконьерством и отслеживания популяций редких видов животных Сейчас в России работает более 1 тыс. БПЛА, произведенных в Ижевске. Область их применения – это охрана государственных границ, разведывательные и спасательные операции, проверка объектов повышенной опасности и мест чрезвычайных ситуаций. Зенитные ракетные комплексы ЗРК «Тор» Фото: Руслан Нуриахметов (ИА «Удмуртия») © Почти всю основу всепогодного тактического зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Тор» делают на предприятии в Ижевске, а именно боевую машину (основная единица комплекса) и бортовую аппаратуру ракет. Он предназначен для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена. Может работать как в ручном (с участием операторов), так и в автоматическом режиме. Система «Тор» самостоятельно контролирует обозначенное воздушное пространство и сама захватывает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой». Дивизионный комплект ЗРК «Тор-М2» включает три огневые батареи (суммарно 12 боевых машин) Удмуртия внесла свою лепту и в производство ракетного комплекса стратегического назначения c межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Именно эту ракету и производят в республике, а именно на Воткинском заводе. Снайперская винтовка Драгунова (СВД) Снайперская винтовка Евгения Драгунова (СВД) Фото: Руслан Нуриахметов (ИА «Удмуртия») © В 1958 году конструктор оружия из Ижевска Евгений Драгунов включился в конкурс по созданию самозарядной снайперской винтовки и приступил к работе над ней. 2 июля 1963 года, спустя пять лет поисков и превосходства над трудами других конструкторов, на вооружение приняли 7,62-мм снайперскую винтовку Драгунова (СВД). Главной проблемой всех винтовок было то, что после нескольких выстрелов ствол нагревался и деформировался – это сказывалось на кучности стрельбы. Евгений Драгунов сделал конструкцию цевья из дерева. Такая находка защищала руку стрелка от разогретого ствола, что обеспечивало стабильность стрельбы. СВД выпускается до сих пор и остается одной из лучших в своем сегменте. Винтовка состоит на вооружении не только в армии России, но и в других странах – в Чехии, Турции, Венесуэле, Молдавии и т. д. На базе этого оружия выпустили ряд модификаций: винтовку СВД-С с укороченным стволом и складным прикладом, гражданские охотничьи карабины «Медведь» и «Тигр».

ТОП-10 сделанных в Удмуртии вещей
© ИА «Удмуртия»