Поле чудес Минобороны: Суровые НИТКА за миллиарды. Что Шойгу думает?
Нас, конечно, не удивить безудержными тратами на оборону страны, которые в итоге порой оборачиваются пшиком. Но эта новость ввиду своей очевидной абсурдности все же, кажется, выбивается из общего ряда. Но – обо всем по порядку.
Согласно сообщению ТАСС, Министерство обороны РФ и «одно из предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)» на днях подписали контракт на ремонт и модернизацию комплекса Наземного испытательного тренировочного комплекса (авиационного) (НИТКА) на аэродроме Новофедоровка под городом Саки в Крыму. Общая стоимость предстоящих работ немаленькая – полмиллиарда рублей.
Это решение стало следствием совещания, которое в декабре прошлого года провел главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Николай Евменов. Тогда в повестке дня вопрос стоял единственный: как ускорить вывод в море после затянувшегося ремонта в Мурманске нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов»? В частности, предложено было к 2022 году обеспечить использование устаревшего учебного комплекса в Саках для подготовки летного состава 100-го и 279-го корабельных истребительных авиаполков, которые под Североморском ждут-не дождутся возможностей снова стартовать с палубы «Кузи».
Казалось бы, ремонт и модернизация, пусть даже и довольно дорогие, – что в этом плохого? Но все дело в том, что у нас совсем неподалеку от города Саки, в приазовском Ейске уже несколько лет как вроде бы работает куда более современный, чем в Крыму, комплекс НИТКА. Первые полеты с него были совершены еще в 2013 году. На строительство комплекса, двух взлетно-посадочных полос длиной по 2,5 километра каждая, учебных классов, казарм и общежитий затрачено, по некоторым данным, порядка 25 миллиардов рублей. И предназначен ейский тренажер ровно для того же самого, что и сакский – для подготовки летчиков-палубников в интересах «Адмирала Кузнецова».
Вы не находите, что сложилась некая совершенно абсурдная ситуация? Полноценного современного авианосца у России до сих пор – ни единого. Множатся только разговоры конструкторов и чиновников: какой бы нам построить к году эдак 2035-му? Типа «Ламантин», «Шторм», «Варан» или еще какой-нибудь? Но стоимость этой стройки в структурах ОСК заранее оценивают в весьма лакомую для отечественных кораблестроителей сумму – как минимум в полтриллиона рублей.
Асов, сугубо теоретически (теоретически потому, что на практике это уже несколько лет, с момента постановки «Адмирала Кузнецова» в ремонт в 2017 году, проверить нет никакой возможности) способных взлетать и садиться на палубу в лучшем случае - на пальцах посчитать. А наземных центров для подготовки летчиков-палубников в стране – аж два. И на совершенствование и содержание обоих Министерство обороны зачем-то уже много лет продолжает тратить миллиардные суммы денег. При этом, как видно из самого свежего сообщения ТАСС, с которого мы начали этот разговор, совершенно не собирается останавливаться на столь сомнительном пути.
В свое время бывший командующий Черноморским флотом, а затем – председатель Комитета Госдумы РФ по обороне адмирал Владимир Комоедов назвал происходящее «большой глупостью». Но даже его полномочий не хватило, чтобы как-то упорядочить процесс. Ну, хотя бы определить: какая из все более суровых «ниток» нам нужнее? И тогда другую начать приспосабливать под что-нибудь более продуктивное.
Вкратце позволю себе напомнить историю вопроса. Крымскую НИТКА начали строить практически одновременно с закладкой в городе Николаеве первых советских авианосцев с самолетами не вертикального, а «нормального» взлета. В 1982 году тренажер под Саками был введен в строй с трамплином, имеющим угол схода 15-20 градусов для тяжелых палубных истребителей.
Было начато создание в Новофедоровке и первой полноценной советской катапульты для самолетов Су-33, приводимой в действие, как и в ВМС США, паром высокого давления. Но работы застопорились, поскольку и наш головной атомный авианосец «Ульяновск» с катапультной схемой подъема авиакрыла до момента распада СССР так и не успел родиться.
Тем не менее, с 1984 года под Саками начались регулярные тренировки летчиков отечественной палубной авиации. А в 1991 году пилоты 100-го авиаполка Тимур Апакидзе и Андрей Яковлев выполнили первые самостоятельные посадки на тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (правда, в ту пору он назывался «Тбилиси»). Но тут рухнула огромная страна, Крым на время отошел к Украине. 10 апреля 1992 года базировавшийся в Саках 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации во главе с полковником авиации Виктором Безногих присягнул Киеву. Тогда у здешней НИТКА началась совсем грустная и почти беспросветная жизнь.
Украинцам такой тренажер был, кажется, совершенно ни к чему. Поскольку авианосцев у них не было и не предвиделось. Но это – только казалось. «Доить» даром доставшееся им богатство соседи приспособились мгновенно. С 1994 года летчиков с «Адмирала Кузнецова» пускали под Саки потренироваться взамен на регулярное получение от России остро дефицитных для «незалежной» запчастей для ее боевых самолетов Су-27 и МиГ-29, тоже унаследованных от СССР. Потом вместо «железа» принялись драть с Москвы «живые» гроши – до 700 тысяч долларов ежегодно. А в 2003 году небо над Крымом для российского 279-го авиаполка Киев закрыл безо всяких предупреждений, когда 20 наших пилотов под Североморском уже сидели в кабинах своих истребителей. Повод: что-то кто-то кому-то недоплатил.
Казалось, все окончательно для нас под Саками рухнуло в августе 2008 года. Тогда, если помните, грянула так называемая «пятидневная война» России с Грузией. Киев однозначно встал на сторону Тбилиси и запретил летчикам-североморцам, уже перелетевшим для ежегодных тренировок из Североморска на промежуточный аэродром в Анапу, приземляться в Крыму.
Использование этой НИТКА сорвалось и в 2009 году. Стало понятным, что на Украину впредь в этом деле полагаться слишком рискованно. Нужно срочно строить что-то свое и на своей территории. Так начал рождаться новый проект с Ейском.
В январе 2009 года было принято решение образовать в этом прибрежном кубанском городе на базе расформированного Ейского военного авиационного института (бывшего ВВАУЛ) им. В. Комарова Центра подготовки лётчиков морской авиации с многофункциональным авиационным тренажерно-полигонным комплексом.
Мыслился новый российский НИТКА почти такой же, как тот, что пришлось оставить в Крыму. Только немного получше, поскольку техническая мысль даже у нас шагнула далеко вперед. Поэтому и НИТКА на берегах Азовского моря куда масштабней. Скажем, тут намереваются готовить не только летчиков-истребителей, но и экипажи корабельных палубных ударных вертолетов Ка-52К, а также противолодочных вертолетов Ка-27М и Ка-29. В частности, в январе нынешнего года в Ейск из подмосковного ЦНТУ «Динамика» доставили уникальные динамические тренажеры, которые позволяют увеличить эффективность подготовки к действиям в сложных условиях, при отказах двигателей, авионики, при полете в условиях турбулентности.
В свое время бывший главком ВМФ адмирал Виктор Чирков обещал, что для лучшей подготовки все тех же вертолетчиков к 2016 году в прибрежной зоне возле Ейска на «мертвые» якоря будет установлена специально разработанная плавучая платформа, позволяющая отрабатывать взлет и посадку винтокрылой машины на палубу в условиях сильной качки. Но, похоже, с этим делом что-то не сложилось. Во всяком случае, про чудо-платформу пока ничего слышать не довелось.
Зато еще в апреле 2012 года в Ейске начался монтаж трамплина, а в августе — оборудование взлётно-посадочного блока аэрофинишёрами. Стоимость только первой очереди ударной военной стройки была определена в 5,7 миллиарда рублей. Второй очереди – еще втрое выше. А когда почти все было уже готово, Крым вернулся восвояси. А с ним и сакский тренажер НИТКА. Таким образом, учебных центров для палубной авиации у нашего ВМФ оказалось стразу два. Уже тогда было понятным, что этого, мягко говоря, многовато. Но рушить хотя бы один из учебных центров было жалко.
В Москве долго ломали голову: как быть? «Соломоново решение» родилось лишь осенью 2018 года. Комплекс в Ейске решено было достроить до конца того же года. А дальше – так. Ту НИТКА, что в Крыму, продолжать использовать для подготовки летчиков в интересах «Адмирала Кузнецова». А на берегах Ейского лимана начать «испытывать новую технику».
Тут, правда, возникают, как минимум, два вопроса. Первый: а нельзя ли обе эти функции как-нибудь совместить на каком-нибудь одном из двух имеющихся аэродромах? Ведь, как показывает практика, очень немногочисленные наши корабельные летчики-истребители используют наземный тренажер (тот, что в Крыму, в Ейск для тренировок они пока ни разу не прилетали) от силы раз в году. И не дольше, чем месяц-полтора. Остальное время комплекс совершенно свободен. Хоть для испытаний новой техники, хоть для чего-либо еще.
И второй вопрос: если и самом деле начать испытывать в Ейске новую технику - то какую именно? Очень похоже, что и с этим у Москвы нет ясности. Возможно потому, что мы так и не решили до сих пор: какой именно перспективный авианосец начнем строить? И начнем ли вообще хоть когда-нибудь? Если решим строить – какие летательные аппараты будем сажать на его палубу? Ударные и разведывательные беспилотники типов «Орлан-10» или перспективный «Форпост-М»? Палубную версию многоцелевого истребителя МиГ-35, которую посулил стране в 2018 году бывший замминистра обороны, а ныне - вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов? Или корабельный вариант новейшего истребителя пятого поколения Су-57, о возможности проектирования которого тогда же поведал генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков?
Полагаю, именно в силу отсутствия ясности в этом деле окончательную готовность НИТКА в Ейске адмиралы без конца переносят. Сначала на конец 2018 года, потом – на 2020-й. Теперь, стало быть, на 2022-й.
Похоже, из двух зол в Минобороны выбрали оба. До обретения хоть какой-нибудь ясности на всякий случай миллиарды продолжают зарывать и в крымскую, и в кубанскую землю. Как Буратино на Поле чудес. Но в знаменитой сказке, как мы все помним, бессмысленное для всех, кроме жуликов, это дело творилось в Стране дураков.
Информация к размышлению
В боевом составе ВМС США, как известно, сегодня 11 многоцелевых атомных авианосцев. Авиакрыло каждого – порядка 80-90 самолетов палубной авиации. Наземная подготовка почти тысячи летчиков для них, как и в России, осуществляется всего на двух учебных авиабазах - Чейз-Филд и Кингсвилл. И ничего, как-то справляются.