Российская армия получила модернизированную версию ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник" — Ми-28НМ. Он мощнее, выносливее и "умнее" базовой модели. В частности, получил принципиально новый локатор, обеспечивающий круговой обзор, новую систему управления с элементами искусственного интеллекта.
Всего по контракту с Минобороны РФ холдинг "Вертолеты России" (в составе госкорпорации "Ростех") поставит в войска 98 таких машин. В июле Ми-28НМ будет представлен в летной программе МАКС-2021, где выполнит демонстрационный полет с элементами сложного пилотажа, применимыми в реальном воздушном бою.
Об уникальных тактико-технических и летных возможностях модернизированного "Ночного охотника", поступившего на вооружение армейской авиации ВКС России, рассказал в интервью ТАСС главный конструктор программы "Боевые вертолеты" Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова Виталий Щербина.
— Виталий Григорьевич, как повысилась (в относительных показателях) эффективность Ми-28НМ по сравнению с Ми-28Н? Можно ли назвать этот вертолет "прорывным" по сравнению с базовой моделью?
— Сравнивать базовый вертолет Ми-28Н и вертолет Ми-28НМ не совсем корректно. Надо понимать, что идеология построения базового вертолета Ми-28Н закладывалась в конце 80-х годов ХХ века и основывалась на понимании его боевого применения и технологиях, выросших на опыте применения армейской авиации в Афганистане и других локальных конфликтах. При этом надо учитывать, что вертолет создавался не в лучшее для авиастроения время — развал советской экономики, хроническое недофинансирование работ не позволили в то время реализовать задуманное в полном объеме, однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, вертолет получился, успешно прошел государственные испытания и стал поступать в войска.
Ми-28НМ — это, так скажем, совсем другой вертолет как по идеологии применения, так и по примененным в конструкции технологиям, его по праву можно считать вертолетом нового поколения, или "прорывным" вертолетом по сравнению с базовой моделью.
Можно еще многое сказать о различии в возможностях Ми-28НМ и базового Ми-28Н — реализация всех заложенных в Ми-28НМ решений позволит значительно превзойти возможности базового вертолета Ми-28Н.
— Известно, что при создании Ми-28НМ учитывался "сирийский опыт" и опыт других современных боевых конфликтов. Сколько всего было внедрено новинок в машину? И какая из них, по вашему мнению, стала наиболее значимой в развитии этого вертолета?
— Безусловно, с момента начала боевого применения вертолетов конструкторами и военными всех стран обобщается опыт их боевого применения на различных театрах боевых действий. Специалисты нашего предприятия с самого начала боевого применения вертолетов Ми-28Н, Ми-35М и Ми-28НМ в существующих локальных конфликтах совместно с представителями НИУ Минобороны РФ и Главного командования ВКС обобщают полученный опыт, проводят исследования, направленные на определение путей повышения эффективности боевого применения вертолетов. Так, в ходе совместной работы в качестве основных направлений совершенствования базовых вертолетов Ми-28Н были определены следующие.
Необходимость повышения выживаемости вертолета в условиях радиоэлектронного и огневого воздействия со стороны противника. Для решения данного вопроса в состав вертолета Ми-28НМ включен современный бортовой комплекс обороны, позволяющий эффективно защищать вертолет от средств РЭП и ПВО противника. Увеличение тактического радиуса боевого применения вертолета. Для решения данного вопроса на вертолете Ми-28НМ проведены мероприятия по увеличению запаса топлива в основных баках, установке на вертолет дополнительных протектированных топливных баков, что позволило значительно повысить тактический радиус боевого применения вертолета. Расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения в составе комплекса авиационного вооружения (КАВ) вертолета. Для решения этого вопроса в состав КАВ вертолета Ми-28НМ включены:
круглосуточные управляемые ракеты нового поколения, в том числе и многоцелевые, позволяющие поражать цели, не входя в зону эффективного применения ПВО противника; неуправляемые ракеты нового поколения, обладающие большей номенклатурой применения и повышенным могуществом; бомбовое вооружение различного калибра.
Улучшение характеристик автономности боевого применения — на Ми-28НМ достигается за счет применения модернизированных вертолетных двигателей с системой автоматического регулирования нового поколения — ВК-2500П разработки "ОДК-Климов" (в составе Объединенной двигателестроительной корпорации) и вспомогательной силовой установки ТА14-130-28. Новым направлением повышения эффективности боевого применения вертолетов типа Ми-28НМ, успешно опробованным в реальных боевых условиях, является включение вертолетов в единое информационно-разведывательное цифровое пространство на поле боя. В данном случае вертолеты являются элементом разведывательно-ударного контура и способны в автоматизированном режиме получать актуальную информацию о противнике и условиях ведения боевых действий в заданном районе с использованием информационных сетей от средств разведки, в том числе и беспилотных. Надо сказать, что выделить какое-то одно направление повышения эффективности вертолета достаточно трудно, однако к наиболее "прорывным" направлениям, которые еще до конца не исследованы и реализация которых может дать очень интересные результаты, можно отнести включение в состав КАВ вертолета легких многоцелевых управляемых ракет (ЛМУР), позволяющих поражать цели, не входя в зону эффективного применения ПВО противника, а также включение вертолетов в единое информационно-разведывательное цифровое пространство на поле боя.
— Наверняка имеется некий свод документов по итогам "сирийского применения" Ми-28Н. Представляется ли эта информация иностранным заказчикам для рекламы Ми-28НЭ или она носит закрытый характер? Когда планируется ее раскрывать, ведь, несомненно, она играет также решающую роль в продаже машин за рубеж?
— Да, несомненно, весь полученный опыт боевого применения вертолетов типа Ми-28Н, Ми-28НМ и Ми-35М обработан и сведен в ряд закрытых отчетов, которыми мы пользуемся в своей работе, однако пока представлять его инозаказчикам рано, на данном этапе нам самим необходимо разобраться с накопленными знаниями о боевом применении вертолетов и внедрять в разработку новые идеи и технологии, которые способны повысить их эффективность.
— Известно, что одна из главных новинок Ми-28НМ — это локатор. Можете рассказать более подробно о его возможностях и принципе работы?
— Сегодня можно уверенно сказать, что любой вертолет, претендующий на круглосуточность и всепогодность боевого применения, должен иметь в составе бортового оборудования радиолокатор, позволяющий безопасно, в том числе и в автоматизированном режиме, пилотировать вертолет в сложных метеоусловиях на малой и предельно малой высотах, обнаруживать наземные и воздушные объекты противника на дальностях, превышающих дальность применения бортового вооружения, обнаруживать препятствия и опасные метеообразования на безопасном расстоянии, выдавать целеуказание бортовому вооружению.
Разработанный на Государственном Рязанском приборном заводе для Ми-28НМ надвтулочный бортовой радиолокационный комплекс хорошо зарекомендовал себя в боевых условиях при апробации вертолета Ми-28НМ. Он обеспечил обнаружение наземных и надводных объектов противника, коррекцию счисления координат полета вертолета в условиях преднамеренных помех спутниковому навигационному каналу, а также целеуказание всепогодным средствам поражения. В ходе проводимых государственных совместных испытаний мы надеемся подтвердить все достоинства этого комплекса.
— В рамках форума "Армия-2020" холдинг "Вертолеты России" представил цельнокомпозитную вертолетную лопасть новой формы, которая повысит максимальную скорость боевых вертолетов типа Ми-28НМ и Ми-35М. Она уже прошла испытания на Ми-28НМ? И на сколько увеличилась скорость машины (в некоторых СМИ сообщалось про 400 км/ч)?
— Несомненно, применение вертолетных лопастей новой аэродинамической компоновки на боевых вертолетах Ми-28НМ и Ми-35М является еще одним шагом в вопросе повышения эффективности боевого применения вертолетов за счет повышения летно-технических характеристик.
В настоящее время данные лопасти установлены на одном из вертолетов Ми-28НМ, начаты летные испытания. Уже первые полеты по отзывам летчиков-испытателей показали, что установка композитных лопастей новой аэродинамической компоновки привела к значительному снижению вибраций несущей системы вертолета Ми-28НМ, существенному повышению устойчивости вертолета в полете. Испытания на скорость полета вертолета, оснащенного композитными лопастями новой формы, еще не проводились, но мы уверены, что получим значительный прирост скорости этой машины. О конкретных цифрах говорить пока еще рано.
— Для Ми-28НМ создана первая в России легкая многоцелевая ракета повышенной боевой мощи. Что можете сказать об этом изделии?
— Апробация вертолета Ми-28НМ, вооруженного новыми многофункциональными управляемыми ракетами, подтвердила высокую эффективность этого вооружения. По результатам боевого применения сформирован и выполняется план мероприятий, направленных на то, чтобы упростить процесс применения ракеты экипажем, повысить ее точность и эффективность применения с борта вертолета Ми-28НМ.
— Что можете сказать про модернизацию 30-миллиметровой пушки на Ми-28НМ?
— Управление системой приводов подвижной пушечной установки на базовом вертолете Ми-28Н аналоговое. При управлении отмечалось запаздывание реакции на воздействие экипажа — так называемый эффект хлыста, когда первые снаряды очереди идут в цель, остальные из-за запаздывания отработки приводов идут с рассеиванием, что негативно влияет на точность боевого применения пушки. На Ми-28НМ был проведен достаточно большой объем работ по снижению массогабаритных характеристик подвижной пушечной установки, управление приводами сейчас цифровое, более надежное. В результате работой стрелково-пушечного вооружения на Ми-28НМ довольны и мы, и военные.
— В интервью ТАСС летчик-испытатель ПАО "Роствертол" Владимир Хорев рассказал о новой фигуре высшего пилотажа, на которую способен Ми-28НМ, — это воронка на хвост. Что еще уникального может Ми-28НМ делать в воздухе, что ранее было недоступно в базовой модификации?
— Что касается фигур высшего пилотажа, то и базовый Ми-28Н, и Ми-28НМ выполняют все известные сегодня фигуры высшего пилотажа для вертолетов — это различные петли, бочки, воронки, боевые развороты, виражи, горки и так далее. Единственное различие — это боевое применение данных фигур на разных вертолетах.
Суть боевого применения заключается в снижении путевой скорости полета вертолета почти до 0 км/ч — в данном положении вертолет сливается с земной поверхностью для радаров истребителей противника. Затем экипаж занимает удобную позицию для атаки ракетами "воздух — воздух" воздушных объектов противника. Раньше боевое применение этой фигуры было невозможно на базовом Ми-28Н из-за отсутствия соответствующих средств поражения. Несомненно, появление новых образцов вооружения и новых возможностей для обнаружения противника приведет к появлению новых специфических фигур пилотажа для Ми-28НМ.
— Допускается ли модернизация уже существующих Ми-28Н/НЭ до уровня НМ/НМЭ или же это абсолютно новая машина?
— Такая работа ведется. С 2015 года мы вели разработку плана по модернизации базовых вертолетов Ми-28Н/НЭ и Ми-28УБ до уровня функциональных возможностей вертолетов Ми-28НМ. Данный план был согласован с органами военного управления и утвержден заместителем министра обороны РФ, он предполагает проведение модернизации вертолетов в ходе капитального ремонта и включает следующие основные направления модернизации, определенные совместно с НИУ ВВС при проведении исследовательских работ:
оснащение вертолетов Ми-28Н/НЭ двойным управлением; оснащение вертолета полным составом комплекса средств индивидуальной защиты; установка модернизированной оптико-электронной обзорно-прицельной системы, аналогичной той, что используется на вертолете Ми-28НМ; установка бортового радиолокационного комплекса нового поколения, аналогичного разрабатываемому БРЛК для вертолета Ми-28НМ; расширение комплекса авиационного вооружения за счет включения в его состав легкой многоцелевой управляемой ракеты (ЛМУР), бомбового вооружения, неуправляемых ракет нового поколения; установка аппаратуры сопряжения с БЛА и ЛМУР; включение в состав комплекса средств связи КСС-28М высокоскоростного терминала передачи данных для обеспечения взаимодействия вертолетов в группе в режиме реального времени, сетецентрического управления в сетях наземно-воздушной связи при ведении разведывательно-ударных действий в закрытом помехозащищенном режиме, а также внедрение других, технических решений, полученных при разработке вертолета Ми-28НМ.
Несмотря на значительное заимствование технических и программных решений, полученных в ходе проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию вертолета Ми-28НМ, модернизированный Ми-28Н/НЭ не может полностью сравняться по эффективности с Ми-28НМ. Вместе с тем расчеты показывают, что для поддержания боевого потенциала группировки боевых вертолетов армейской авиации модернизация базовых вертолетов Ми-28Н и Ми-28УБ экономически выгодна и целесообразна.
— Одной из наиболее современных тенденций является интеграция пилотируемой и беспилотной авиации, в том числе вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Предполагается ли такая возможность у Ми-28НМ?
— Да, одним из перспективных направлений повышения эффективности боевого применения современных и перспективных боевых вертолетов в мире является совершенствование информационного обеспечения экипажа за счет поступления актуальной информации о противнике и условиях боевых действий от БЛА.
Аналогичная аппаратура устанавливается в состав БЛА, при этом взаимодействующий беспилотник может нести различные полезные нагрузки, например разведывательное оборудование, комплекс ретрансляции, ударные средства. Автоматизированное взаимодействие между вертолетом Ми-28НМ и БЛА позволит эффективно решать следующие боевые задачи:
вести мониторинг заданного района, не входя в зону эффективного противодействия системы ПВО противника; обеспечивать высокоточное целеуказание и проводить контроль боевого применения легких многоцелевых управляемых ракет нового поколения в реальном времени; обеспечивать ретрансляцию телефонных и телекодовых сообщений между взаимодействующими вертолетами, самолетами, авиационными комплексами и наземными пунктами управления в заданном районе ведения боевых действий.
Другим направлением взаимодействия между Ми-28НМ и БЛА является включение в состав комплекса авиационного вооружения вертолета беспилотников-"камикадзе". Суть применения данных дронов предполагает выход вертолета в заданный район и пуск одного или нескольких беспилотников, управляемых с борта вертолета. При обнаружении объектов противника экипаж вертолета выдает данные целеуказания и осуществляет контроль поражения объектов.
— Как работает нашлемная система, используемая экипажем Ми-28НМ?
— Нашлемная система целеуказания и индикации вертолета обеспечивает формирование коллимированного изображения пилотажной, прицельной и навигационной информации в поле зрения правого глаза летчика. Взаимодействие системы с бортовым оборудованием, в том числе прием пилотажно-навигационной информации, осуществляется по мультиплексному каналу информационного обмена. Тепловизионная и телевизионная информация от обзорно-прицельной станции и от обзорной станции летчика отображается на цветных жидкокристаллических дисплеях высокого разрешения у летчика и оператора.
— В некоторых российских СМИ сообщалось, что на скоростях порядка 200 км/ч вертолет практически невозможно обнаружить средствами ПВО. Имеются ли в виду все средства ПВО, включая портативные зенитные ракетные комплексы и установки типа "Тунгуски"?
— Данное утверждение не совсем соответствует действительности. Надо понимать, что практически все современные комплексы ПВО зарубежного производства, например "Роланд-2", "Гепард", "Кроталь" и другие, оснащены как радиолокационными, так и оптическими каналами обнаружения воздушных целей.
Речь идет о том, что при правильном планировании боевого вылета Ми-28НМ с учетом рельефа местности можно спланировать "невидимый" для радаров ПВО полет, так как при скоростях полета от 60 км/ч до 100 км/ч у РЛС войсковой ПВО слабо работает режим селекции движущихся целей.
Пока что данное утверждение исходит из результатов моделирования и носит скорее теоретический характер, однако поступление в войска автоматизированного командного пункта подразделения армейской авиации разработки АО "НЦВ Миль и Камов", способного управлять одиночными и группами вертолетов Ми-28НМ в закрытом и помехозащищенном режиме, позволит проверить на ближайших учениях достоверность данного теоретического утверждения.
— Можно ли сравнить Ми-28НМ с наиболее современными модификациями зарубежных боевых вертолетов — АН-64Е, ЕС665 последних модификаций, Z-10/Z-10K? В чем принципиальное отличие нашей машины?
— При проведении сравнительной оценки боевой эффективности вертолетов, выпускаемых различными странами на качественном уровне, можно сделать вывод, что основные тенденции развития боевого вертолетостроения практически во всех развитых странах одинаковы, а именно:
улучшение ЛТХ вертолетов за счет снижения взлетного веса вертолета путем применения композитных материалов в его конструкции; совершенствование двигателей и несущей системы вертолета в интересах увеличения радиуса боевого применения и скорости полета; увеличение дальности обнаружения объектов противника, применение многоспектральных комплексов обнаружения наземных и воздушных объектов; оснащение вертолетов высокоскоростными терминалами обмена данными, для обмена большими массивами информации в группе и при взаимодействии с источниками разведывательной и управляющей информации (включая видео) в реальном масштабе времени; функционирование в едином цифровом информационном пространстве на поле боя; выполнение полетов на предельно малых высотах в автоматическом режиме по информации от бортового локатора, оптико-электронной обзорно-прицельной системы, радиовысотомера и цифровой карты местности.
Основным отличием вертолета Ми-28НМ от вертолетов АН-64Е, ЕС665 и Z-10/Z-10K, несомненно, является его многофункциональность и большой состав применяемого бортового вооружения. Сегодня вертолет Ми-28НМ в отличие от западных и восточных конкурентов способен действительно в любую погоду эффективно вести боевые действия и применять управляемое и неуправляемое вооружение по широкой номенклатуре целей, начиная от общепринятых для вертолетов целей — танков, бронетехники и подразделений пехоты противника — и заканчивая объектами поражения типа ДОТ, командный пункт, узел связи, средство управления или огневое средство из состава системы ПВО противника, склады вооружения и так далее. Такая многофункциональность поражает — номенклатура целей не уступает той, что имеют самолеты-штурмовики. Ни один из зарубежных вертолетов не может сравниться с Ми-28НМ по объему решаемых задач и номенклатуре поражаемых объектов. Беседовал Роман Азанов