Войти в почту

Борис Шавырин: от простых минометов до сложнейших ракетных комплексов

На фото коллектив Коломенского конструкторского бюро машиностроения. Николай Шавырин во втором ряду, второй слева

Борис Шавырин: от простых минометов до сложнейших ракетных комплексов
© Ростех

Недавно исполнилось 119 лет со дня рождения выдающегося оружейника, создателя лучших советских минометов – Бориса Ивановича Шавырина. За разработку многих видов вооружений он был удостоен почти всех высших наград и знаков отличия. Но кроме этого официального признания, Борис Иванович имел особую славу – народную. Минометы, которые создавались под его руководством, солдаты называли просто – «шавыринские».

Развитием минометов Борис Иванович занимался и после войны, а позже стал одним из первых советских создателей реактивной техники. «Шмель», «Скорпион», «Малютка», ПЗРК «Стрела-2» – все это разработки легендарного коломенского КБМ, которым в период с 1942 по 1965 годы руководил Борис Иванович Шавырин.

Начало оружейной карьеры

Борис Шавырин родился в старинном русском городе Ярославле 5 мая 1902 года. О семье Шавыриных известно очень мало. Как писал сам Борис Иванович в автобиографии 1951 года, отец был железнодорожным рабочим, мать – домохозяйкой. Начать работать пришлось очень рано – после смерти отца нужно было помочь семье, и пятнадцатилетний Борис устроился учеником на паровой мельнице. Он еще не знал, что совсем скоро произойдут глобальные перемены, как в его жизни, так и для всей страны. Шел 1917 год.

В послереволюционной России Шавырина ждали неплохие карьерные перспективы. Молодого человека взяли на должность агента Ярославского губпродкома, где за два года он дослужился до начальника продотдела. Вместе с продотрядом Борис совершил две экспедиции, во время которых серьезно заболел. Пришлось искать другую работу. Шавырин стал мотористом, за очень короткий срок освоил токарный и фрезерный станки. Для дальнейшего обучения Борис поступил на вечерний рабфак и четыре года совмещал работу с учебой, упорно двигаясь к своей цели. В 1925 году прилежный выпускник был направлен для продолжения учебы в Московское высшее техническое училище (МВТУ) – нынешний МГТУ им. Баумана.

Спустя пять лет Борис Шавырин успешно оканчивает механический факультет МВТУ. Талантливому молодому инженеру сразу же предложили работу в Орудийно-оружейном пулеметном объединении. Так началась оружейная карьера Шавырина, которой суждено было продлиться более трех десятилетий.

Шавырин – Доровлев: творческий тандем

В 1932 году Борис Шавырин направляется в Харьков, где работает старшим инженером-конструктором на заводе «Красный Октябрь». Здесь произошла, пожалуй, самая знаменательная для молодого инженера встреча – с Николаем Александровичем Доровлевым, основателем минометной науки в стране и создателем первых отечественных минометов. К середине 1930-х годов на вооружении Красной Армии уже находились два миномета конструкции Доровлева. Первые опытные образцы собирались именно на харьковском заводе.

Николая Доровлева часто называют теоретиком минометной науки, ее основателем. Шавырин блестяще воплотил идеи великого теоретика на практике – доработал, упростил, пустил в серию. «Именно Доровлев направил его по пути, на котором он добился успеха. С другой стороны, Доровлев был ученый, и он сам нуждался в человеке, который мог бы осуществлять его идеи. Они прекрасно работали совместно, отец поддерживал его всегда, как мог, и даже тогда, когда его посадили...», – вспоминал Игорь Борисович Шавырин, сын оружейника.

Николай Александрович Доровлев

В годы войны Николай Доровлев был арестован, официально обвинен в продвижении «вредительски сконструированных» минометов Шавырина. Во время допросов Николай Александрович не выдал своего ученика. Несмотря на угрозы, он продолжал настаивать на том, что минометы Шавырина – лучшие в мире. Доровлев проведет два года в одной из «шарашек».

В 1935 году Борис Шавырин переводится в Ленинград на завод № 7, где в 1939 году сдает на вооружение сразу четыре миномета: калибров 50, 82, 107 и 120 мм. Это были легкие, мобильные оружия, обладающие хорошей кучностью, несложные в эксплуатации и простые в серийном изготовлении. Шавырин ставил перед собой три основные задачи: повысить боевую эффективность; дать в руки солдату орудие, которому не страшны были бы грязь, жара, мороз, отсутствие ровной площадки, которое легко освоить и легко эксплуатировать; обеспечить простоту изготовления конструкции, чтобы в условиях военного времени можно было быстро развернуть массовый выпуск на простейшем станочном оборудовании. Кроме того, понимая, что без мины миномет – пустышка, он уделял большое внимание разработке боеприпасов. Борису Ивановичу удалось выполнить поставленные перед самим собой задачи.

«Шавыринские» минометы

По материалам архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи, наибольшие потери в живой силе фашистская Германия понесла от огня минометов. В годы Великой Отечественной войны минометчиками израсходовано около 200 млн мин, что превышает половину от общего расхода боеприпасов.

С самого начала войны стало ясно, сколь эффективное орудие — миномет. Но в войсках их было очень мало. В числе имеющихся превалировал 82-мм миномет. Свое боевое крещение шавыринский БМ-37 принял еще в 1939 году в военном конфликте с Японией, на реке Халхин-Гол. Этот миномет превосходил по параметрам немецкие аналоги. К примеру, дальность стрельбы «шавыринского» миномета превышала три километра, а немецкий 81,4-мм стрелял только на 1900 метров. Однако германская армия имела преимущество в количестве – практически вдвое.

Перед советской армией стояла задача – значительно увеличить выпуск минометов. Особенно 120-миллиметровых, так как они были самыми эффективными и по дальности, и по силе воздействия: каждая мина разрывалась на 500 полезных осколков.

В августе 1941 года состоялась встреча Шавырина со Сталиным. Конструктору было поручено упростить 120-мм полковой миномет, чтобы стало возможным увеличение его выпуска. В рекордно короткий срок – всего через два месяца – Шавырин и его инженеры представили свое решение. Удалось сохранить все боевые качества миномета, при этом упростить его конструкцию, снизить расход материалов на четверть. Новую версию 120-мм миномета можно назвать, пожалуй, самым значимым вкладом Шавырина в Победу. Этот миномет был признан лучшим минометом Второй мировой войны.

Кстати, Шавырин и его инженеры создавали оружие не только для сухопутных боев. Еще в предвоенные годы флоту был передан большой морской бомбомет (БМБ-1), который мог стрелять глубинными бомбами на дальности до 120 метров. В годы Великой Отечественной «шавыринскими» бомбометами советские корабли давали отпор немецким подлодкам.

Во главе специального КБ

К лету 1942 года благодаря стараниям Шавырина и его коллектива, их помощи серийным заводам по освоению выпуска и отладке техпроцессов, Красная Армия догнала немецкую по числу минометов, а под конец войны советские войска имели в три раза больше минометов. Борис Иванович блестяще справляется со всеми поставленными руководством страны задачами и в самый разгар войны получает предложение возглавить новое КБ. Первоочередных задач две: продолжение работ по ускорению выпуска и упрощению существующих орудий, разработка тяжелых дальнобойных минометов. Так в 1942 году по указанию Сталина в Коломне было основано Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии СКБ НКВ (ныне – Конструкторское бюро машиностроения), начальником которого стал Борис Шавырин.

По итогам войны большая группа сотрудников СКБ НКВ была награждена орденами и медалями Советского Союза за выполнение заданий правительства и создание оружия Победы. В сентябре 1945 года главе КБ – Шавырину Борису Ивановичу – было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

Победный 1945 год ознаменовался для Бориса Ивановича еще одним очень важным событием – в июле вышел на свободу Николай Доровлев. Шавырин добился у самого высшего руководства разрешения на перевод Доровлева в коломенское СКБ, и не просто приглашения на работу, а на должность ученого секретаря, а затем и заместителя главного конструктора. Спустя пять лет Николай Доровлев получит Сталинскую премию за создание 160-мм миномета, в 1956-м – орден Ленина.

Реактивная эра: от минометов к ракетам

Разработкой новых моделей минометов Шавырин продолжал заниматься и после Великой Отечественной войны. В начале 1950-х были созданы 160-мм и 240-мм минометы, а также 82-мм и 107-мм противотанковые безоткатные орудия сопровождения пехоты. Позднее на военном параде по Красной площади показали еще одну разработку – миномет на гусеничном ходу калибра 420 мм с дальностью стрельбы до 40 км. Сданы на вооружение новые бомбометы для флота: БМБ-2, МБУ-200 и МБУ-600. На этом работы СКБ по гладкоствольной минометной артиллерии закончились – наступала эра ракет.

Борис Иванович был одним из первых советских конструкторов, кто заинтересовался реактивной техникой. В 1957 году перед Шавыриным и его коллективом была поставлена новая ответственная задача – разработать противотанковую управляемую ракету (ПТУР). Главный конструктор был уверен, что для КБ эта новая тематика несет огромные перспективы, и не ошибся. Под руководством Бориса Шавырина были разработаны комплексы «Шмель» – первый поступивший на вооружение Советской армии, и «Малютка». Эти разработки «шавыринского» КБ легли в основу современного оружия Советской армии. Полным ходом шла работа по созданию переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2», подвижного комплекса с баллистической ракетой «Гном».

ПТУР «Шмель»

Наследием великого конструктора можно назвать не только внушительный список различного оружия. Шавырин сумел создать свою конструкторскую и управленческую школу. Из коломенского КБ вышел ряд крупных руководителей оборонной отрасли, большое число талантливых конструкторов. Как рассказывали современники Бориса Ивановича, он обладал хорошим чутьем на таланты. Так в 1950-е среди многих молодых инженеров он выделил выпускника «Бауманки» Сергея Непобедимого. Именно он стал преемником Бориса Ивановича и возглавил коломенское КБ, достойно продолжив дело своего легендарного учителя.

Все направления деятельности, которые заложил Борис Иванович Шавырин, существуют в КБМ и сейчас. Развитием направления по ПЗРК стали семейство «Игла» и новейшая «Верба», крупногабаритной тематики, которая начиналась с «Гнома», – всемирно известные оперативно-тактические комплексы «Ока» и «Искандер-М». «Малютка» до сих пор стоит на вооружении ряда армий мира. В Российской армии ей на смену пришли противотанковый комплекс «Штурм» и многоцелевая ракета «Атака».

В материале использованы фрагменты из книги О.Н. Степанова «Шавырин Борис Иванович: оружейник и человек»