Войти в почту

Карты, деньги, два миллиона стволов: За что сажают «оружейных баронов»

Вольно или невольно Чехия и Болгария, обвинившие сейчас Россию во взрывах на своих арсеналах, откровенно подставились в причастности к нелегальной торговле оружием, которая считается запрещённой во всём мире.

Карты, деньги, два миллиона стволов: За что сажают «оружейных баронов»
© Свободная пресса

Прага и София, осознавая, что рыльце-то у них в пушку, долгие годы помалкивали об уничтоженных боеприпасах и «факты» извлекли явно не по собственной воле. Своими «откровениями» они фактически признали наличие контрабандного товара (совсем не простого), предназначенного для нелегальной продажи третьим странам. От чего сейчас всячески открещиваются.

Как известно, спрос рождает предложение. По прибыли торговля оружием и боеприпасами заметно уступает обороту наркотиков и даже контрафактной продукции, где примерный объём оценивается в 300 и 250 миллиардов долларов соответственно. Однако и «стволы» приносят существенный доход.

Речь в данном случае не о тех объёмах «чёрного рынка», который существует во многих странах, в том числе и в России, где боевое оружие не легализовано, а о «сером» – квазикриминальном, не всегда подпадающем под уголовное преследование. Это не те «подпольные оружейники», которые нелегально перевозят что-то стреляющее через границу или изготавливают кустарным способом – это мелочь, по сравнению с оборотом огнестрельного оружия и лёгких вооружений (миномёты, ПЗРК, ПТРК и пр.), который счёт ведёт на тысячи и более единиц. И когда ФСБ России рапортует о 100/200/300 изъятых нелегальных «стволов», называя их «крупной партией», у оружейных баронов это вызывает лишь усмешку.

В мире насчитывается не один десяток «горячих точек», требующих подпитки боеприпасами и вооружениями. Ну, а дальше, как по знаменитой фразе из пьесы Льва Славина: «Вы просите песен? Их есть у меня». Грузим снаряды самолётами и пароходами в любую точку планеты. Упомянутые взорванные военные склады в Чехии и Болгарии должны были поставить «продукцию» в Грузию, возможно, что ещё в некие другие страны, где в боеприпасах возникла потребность.

В одной из последних публикаций «СП» по теме взорванных складов, упоминалось, что следующей страной, которая постарается «списать» недостачу в своих арсеналах на «русских террористов» станет Украина. Там ведь тоже немало чего взлетало на воздух. Можно вспомнить хотя бы громкие взрывы под Харьковом в 2019 году. Эксперты предполагают, что оружие с этих складов могло нелегально поступать на Ближний Восток, в частности в формирования ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), государства Латинской Америки, в такие страны как Сомали, Ливия и еще ряд других.

Доставшиеся ещё от Советского Союза огромные по численности хранимых боеприпасов склады Украина распродавала направо и налево, клиентов из тех стран, которые использовали советские системы вооружений, было хоть отбавляй. Эти сделки, приносившие баснословные барыши, особо не афишировались, но утечки информации периодически случались. Запад на них закрывал глаза – это был не их бизнес, а новым «партнерам» нужна была хоть какая-то косточка, пусть даже за счет нелегальной торговли оружием.

Чтобы не быть голословными, приведём лишь несколько фактов с участием украинских «каптенармусов».

В сентябре 2008 года в Индийском океане сомалийские пираты захватили украинский сухогруз «Фаина», на борту которого находилось 33 танка Т-72, 6 установок залпового огня «Град» и боеприпасы к ним. По официальной версии, этот груз предназначался Кении, однако возникло предположение, что на самом деле вооружение и боеприпасы направлялись в Судан, в отношении которого действуют международные санкции на поставку вооружений.

Уже в 2009 году в Нигерии был задержан украинский самолёт, перевозивший ящики с оружием якобы в Экваториальную Гвинею, а по другим данным считается, что конечным пунктом была сама Нигерия. В том же году в Таиланде «тормознули» ещё один украинский авиалайнер с 40 тоннами оружия на борту, в том числе там были ручные гранатомёты и ПЗРК. Эксперты предположили, что получателем груза должен был стать Иран.

Не безгрешной была в нелегальных поставках вооружений и Россия, особенно на переломном моменте истории в начале 1990-х. Развал страны повлёк и бардак в армии, военные склады которой оказались на территории новых государств и учёту боеприпасов уже не подлежали.

Огромной «дырой» стала и Чечня, которая захватила практически всё находившееся на её территории вооружение. Из Грозного, который тогда не контролировался федеральными органами, буквально каждую ночь вылетали самолёты в неизвестном направлении. Предполагалось, что на их борту было и оружие из других российских регионов, которое уходило через этот «коридор» за границу. Вскоре на целом ряде военных складов в России прокатилась волна пожаров и взрывов, которые напрямую связали с заметанием следов крупных недостач боеприпасов.

– Тема торговли оружием достаточно щекотлива и крайне запутана, а схемы её непредсказуемы, – считает военный эксперт Владимир Попов. – Различить в ней легальный и нелегальный акцент очень сложно. Сейчас Россия официально продаёт оружие в 48 стран – это прозрачный рынок. Ещё Советский Союз стал торговать оружием с 1953 года, тогда же в Министерстве внешней и внутренней торговли было создано Главное инженерное управление.

Ряд стран, как считалось, получал вооружения бесплатно, речь шла о так называемых странах социалистического лагеря и стран социалистической ориентации. Впрочем, взамен шла не только политика, но и некие взаимозачёты, бонусы, так сказать, но их характер до конца не раскрыт. Сейчас продажу российской военной техники курирует ФСВТС – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, а непосредственной продажей занимается «Рособоронэкспорт». Покупают охотно, даже несмотря на постоянные угрозы Вашингтона применить санкции против тех, кто сотрудничает с Россией в области вооружений.

Здесь заключаются официальные контракты, все сделки фиксированы. Однако есть и некоторые лазейки, связанные с последующей перепродажей вооружений в третьи страны. Уже хрестоматийный пример – предназначавшиеся Кипру зенитные ракетные системы С-300 в итоге оказались в Греции, которая как страна НАТО тогда не могла их закупить напрямую. Надо полагать, что и поставляемое сейчас в Сирию оружие и боеприпасы оказываются в итоге и в соседних странах и поступают, например, формированиям «Хезболлы». Это ведь никто не афиширует и никогда не признает.

Есть и такой нюанс, всплывший сейчас в Армении, которой вместо «легальных» ракетных комплексов «Искандер-Э», с дальностью поражения в 280 километров, поступили комплексы «Искандер-М», способные поражать своими ракетами цели на дальности в 500 километров. Упоминается некая «армянская мафия» в Южном военном округе, умудрившаяся купить, а затем ещё и переправить в Ереван «частным» военно-транспортным Ил-76.

Здесь можно вспомнить и такой факт, что Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, принятый ООН ещё в 2001 году, подписали не все страны. Под ним на данный момент подписались 116 государств и Европейский союз, а вот США, Россия, Германия, Китай и Великобритания его до сих пор не ратифицировали. Это, конечно, не означает, что указанные страны таким образом развязывают себе руки на нелегальном рынке торговли оружием, но и полной ответственности при этом не несут. Впрочем, и ряд стран ЕС допускают послабления в нелегальной торговле стрелковым оружием, которое контрабандным путём большей частью идёт в Россию. Это, конечно, не тот масштаб, который применяется на государственном уровне и здесь уже задача ФСБ и МВД для перекрытия каналов таких поставок.

Один из самых крупных игроков на мировом рынке торговли оружием являются Соединенные Штаты, отхапавшие львиную долю военного пирога. Лидируют США и на нелегальном рынке, при этом всячески стараются избежать и здесь конкуренции. Политика, как это водится, двойственная – чужих сажаем, своих поощряем.

Можно вспомнить арест российского предпринимателя Виктора Бута, осужденного в 2012 году на 25 лет тюрьмы за «намерение незаконно осуществить торговлю оружием и поддержку терроризма». Или сирийца Монзира аль-Кассара, обвиненного в 2007 году в попытке продажи колумбийским повстанцам из Революционных вооруженных сил Колумбии более 12 тысяч единиц вооружения, включая ракеты класса «земля-воздух» (его приговорили к 30 годам заключения). К слову, подпись под ордером на арест и Бута и аль-Кассара поставил один человек – прокурор Южного округа Нью-Йорка Майкл Гарсия. Надо полагать, что оба арестанта были не безгрешны и к торговле оружием имели прямое отношение.

А вот в отношении «оружейного барона» Аднана Хашогги, саудовского предпринимателя, в США были более лояльны. В 1988 году он был арестован в Швейцарии по подозрению в посреднической роли в деле о поставках оружия в Иран, а затем экстрадирован в США. Там он был выпущен под залог, а в 1990 году суд оправдал Хашогги. Всё дело в том, что кому надо продавал оружие. Здесь можно вспомнить шумный политический скандал тех лет под названием «Ирангейт», в ходе которого стало известно о тайном ввозе в ходе ирано-иракской войны в Иран оружия из Израиля и США. В последующем Хашогги успел поучаствовать в новейшей истории России – организовал поставку в Чечню оружия и снаряжения Саудовской Аравии. В общем, свой в доску для США торговец.