Минуты страха: хроника аварии на Чернобыльской АЭС

То, что впоследствии назовут крупнейшей технологической катастрофой XX века, начиналось как обычный эксперимент. В ночь с 25 на 26 апреля сотрудники Чернобыльской АЭС остановили 4-й энергоблок станции и приступили к испытанию турбогенератора. При этом была отключена система аварийного охлаждения. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы остановить реактор и замерить генераторные показатели. Ученые собирались снизить мощность энергоблока с 3200 до 700 мегаватт. Провести испытание так называемого режима «выбега ротора турбогенератора» предложили в московском институте «Гидропроект». Если бы все прошло успешно, то в перспективе у станции появился бы дополнительный источник энергии на случай обесточивания. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения.

Минуты страха: хроника аварии на Чернобыльской АЭС
© Мир24

Что стало причиной аварии – несовершенство техники или человеческая халатность? По этому поводу велось много расследований, и единого мнения нет до сих пор, что оставляет широкое поле для дискуссий, инсинуаций и откровенных фантазий. Но реальность от этого не меняется: она до сих пор с укором взирает на нас сквозь пустые «глазницы» брошенных многоэтажек, ржавое колесо обозрения над Припятью и свинцовые гробы тех, кто умер, даже не успев произнести фразу «лучевая болезнь».

По сути, сейчас уже не так важно, что именно стало причиной катастрофы и понесли ли наказание все, кто был в ней виновен. В итоге наказание за Чернобыль понесло все человечество. И сегодня, в 35-ю годовщину той ночи, единственное, что мы можем сделать – это в очередной раз вспомнить о том, что случилось 26 апреля 1986 года, прожить этот день заново и наконец извлечь болезненные уроки, которые он преподнес нам. В этом материале мы постарались передать хронологию тех событий и рассказать об аварии, которая длилась несколько секунд, а повлияла – на целый век.

25 апреля 1986 года. Первый день испытаний

01:06

Работники станции начали постепенно снижать мощность реактора. Ученые готовились испытывать турбогенератор под номером 8. Они хотели проверить, как работает режим «выбега ротора турбогенератора». Ротор – это вращающаяся часть двигателя. Режим «выбега» позволил бы использовать кинетическую энергию, накопленную внутри ротора, для обеспечения станции электричеством в случае экстренных ситуаций. Однако прежде такой режим на АЭС с реакторами большой мощности в СССР не использовали. Вернее, попытки были – на ЧАЭС испытания проводились трижды, но ни одно не завершилось успешно. Во всех случаях напряжение в реакторе падало быстрее, чем планировалось. Об этом знали все, включая заместителя главного инженера станции Анатолия Дятлова, который в ту ночь находился за пультом управления мощности генераторов. Но даже зная об этих провалах и об аварии, которая произошла на станции в 1982 году (9 сентября 1982 года во время пробного пуска 1-го энергоблока был разрушен один из технологических каналов реактора, графитовая кладка активной зоны была деформирована), Дятлов все равно решил следовать инструкциям до конца.

03:47

Тепловая мощность реактора снижена до 1600 МВт. Это в два раза меньше его номинальной мощности. Мощность ЧАЭС планировали снизить до максимума. Испытания должны были проходить при мощности 700-1000 МВт тепловых (22-33% от общего заряда реактора).

04:13

Постоянная тепловая мощность реактора установлена на отметке 1500 МВт.

13:05

Турбогенератор №7 отключен.

14:00

Отключена система аварийного охлаждения реактора. В это же время диспетчер Киевэнерго требует отсрочить эксперимент из-за нарушения энергоснабжения Киева. Снижение мощности приостановлено.

23:10

Запрет диспетчера отменен, происходит дальнейшее снижение мощности. Реактор работает на минимально контролируемом уровне тепловой мощности – 700 МВт. И здесь мы подходим к точке невозврата, после которой остановить катастрофу было уже невозможно. Дело в том, что из-за длительной работы на пониженных мощностях в реакторе произошел процесс, называемый «ксеноновым отравлением». В течение 25 апреля пик отравления был успешно пройден, начался обратный процесс – разотравление. К тому моменту, когда диспетчер вновь разрешил понижать мощность реактора, оперативный запас реактивности в нем практически достиг исходного значения и продолжал расти. Однако Дятлов не смог остановиться и приказал понизить мощность до критических 500 МВт. После этого процесс отравления возобновился.

26 апреля 1986 года. Второй день испытаний

00:05

Согласно записям в оперативном журнале, мощность реактора в это время находилась на отметке 720 МВт, затем по неустановленной причине снизилась до 500 МВт. В полночь на дежурство заступает персонал ночной смены. Это – совсем молодые, неопытные инженеры-операторы, однако, невзирая на возраст, их квалификация считается достаточной для проведения подобных экспериментов. Как рассказывали впоследствии некоторые очевидцы катастрофы, молодые специалисты говорили Дятлову о том, что реактор нестабилен и в таких условиях продолжать испытания нельзя. Но тот якобы жестко пресекал любые попытки неподчинения и угрожал сотрудникам увольнением. Испуганные и не знающие, у кого спросить совета, инженеры были вынуждены подчиниться приказам старшего.

00:28

Начинается переход с локального на общее регулирование мощности, в ходе которого по неизвестной причине (Дятлов расценил ее как ошибку системы) мощность реактора резко падает до 30 МВт. Чтобы увеличить мощность, оператор производит подъем всех контрольных графитовых стержней реактора. Через несколько минут удается стабилизировать мощность на уровне 160-200 МВт. При этом оперативный запас реактивности продолжает неуклонно падать – отравление в реакторе продолжается. Операторы принимают решение продолжить извлекать стержни ручного регулирования.

00:34:03 – 01:18:52

Начиная с 00 часов 34 минут 03 секунд, с интервалом в 8-10 минут в оперативном журнале зафиксировано 6 сигналов об аварийных отклонениях в реакторе.

01:22

В банке реактора осталось всего шесть стержней, тогда как их минимально допустимое количество – 26.

01:23:04

Технический руководитель испытаний Геннадий Метленко произносит команду о включении осциллографа. Подготовка к испытаниям завершена. Эксперимент начался. Обороты насосов, подключенных к выбегающему генератору, снижены, из-за чего реактор испытывает тенденцию к увеличению мощности. Однако на протяжении почти всего эксперимента поведение мощности не внушало опасений.

01:23:10

Старший инженер управления турбиной Александр Топтунов поворачивает ключ защиты турбины. Параллельно с этим старший мастер электроцеха Григорий Лысюк нажимает кнопку МПА. Это кнопка, установленная на панели безопасности специально для испытания выбега. Ее цель – сымитировать сигнал аварии.

01:23:40

Именно в этот момент началась катастрофа. Нажатие кнопки должно было заглушить реактор, но недостаточное количество стержней, оставленное в банке реактора, а также недостаток конструкции, проявившийся не снижением реактивности, как ожидалось, а, напротив, ее увеличением, не дали реактору остановиться. В итоге он вышел из-под контроля и начал разгоняться.

01:23:44

Реальная мощность реактора составила 320000 МВт – это в 100 раз больше его номинальной мощности.

Регистрирующие устройства зафиксировали различные аварийные сигналы, свидетельствующие об очень быстром росте мощности. Затем регистрирующие системы вышли из строя.

Работники станции услышали два мощных удара. 1:23:50

Верхняя плита весом в 1000 тонн треснула, и раскаленные части активной зоны вырвались наружу. Четвертый энергоблок полностью уничтожен.

27 апреля город Принять, в котором проживали 47,5 тысяч человек, был эвакуирован. В последующие дни все население, проживающее в радиусе 10 километров от ЧАЭС, также было эвакуировано. Всего в течение мая 1986 года из 188 населенных пунктов в 30-километровой зоне отчуждения вокруг станции были отселены около 116 тысяч человек.

Мощный пожар в реакторе продолжался 10 дней. За это время в окружающую среду было выброшено порядка 380 миллионов кюри радиоактивных веществ.

В первые три месяцев после аварии от воздействия радиации скончался 31 человек. Среди ликвидаторов 134 человека перенесли острую лучевую болезнь той или иной степени тяжести. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, представленным в 2005 году, в результате аварии на Чернобыльской АЭС могло погибнуть в общей сложности до 4000 человек.