Забытый «Пионер». Как Михаил Горбачёв похоронил ракеты США
40 лет назад на вооружение советской армии был принят усовершенствованный подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) «Пионер УТТХ» с твердотопливной баллистической ракетой средней дальности РСД-10.
Головным разработчиком этого оружия являлся Московский институт теплотехники (МИТ) под общим руководством великого учёного Александра Надирадзе. По факту работы над «Пионером УТТХ» стартовали в 1977 году, но официальное постановление правительства СССР было принято 12 ноября 1979 года.
Новый на тот момент комплекс являлся улучшенной версией ПГРК стратегического назначения «Темп-2С». В общей сложности в советских войсках было развёрнуто семь полков, оснащённых этим оружием. По американским данным, под Плесецком (Архангельская область) в период с 1978 по 1985 годов было сконцентрировано от 50 до 100 пусковых установок «Темп-2С».
Разработка такого ПГРК имела существенное значение для сохранения ядерного паритета с США. Советский Союз получил мобильный атомный арсенал, который в годы холодной войны с трудом могла отследить западная разведка. Ключевое преимущество подвижных комплексов заключается в скрытности передвижения, особенно в лесистой местности.
Дальность стрельбы «Темп-2С» составляла 10,5 тысячи км при круговом вероятном отклонении (КВО, аналог показателя точности стрельбы) в 0,45–1,64 км. Однако полностью реализовать потенциал этого комплекса Москва не смогла из-за подписанного с США договора по ограничению количества пусковых установок стратегических систем.
При этом СССР остро нуждался в ПГРК средней дальности из-за высокой военной активности США в Европе и развёртывания в Старом Свете различных пусковых установок ядерного оружия. Ответом на этот запрос как раз и стал комплекс «Пионер» дальностью от 600 до 5500 км.
Данное оружие было предназначено для поражения расположенных в Европе пусковых установок ядерных ракет, хранилищ атомного оружия, укреплённых пунктов управления, авиационных и военно-морских баз.
Чтобы накрыть ядерным дождём как можно больше объектов НАТО специалисты МИТ совместно с другими конструкторскими коллективами увеличили зоны разведения боевых блоков, улучшили систему управления и усовершенствовали двигательные установки (ДУ). В войсках семейство «Пионер» заменило устаревшие комплексы 8К63 и 8К65.
В ходе реализации проекта ПГРК с ракетой средней дальности советским конструкторам удалось достичь ряд существенных научно-технических и практических результатов.
В частности, при испытаниях комплекса «Пионер» количество отказов техники сократилось в десятки раз, если сравнивать с «Темпом-2С». Также в «Пионер» был интегрирован новый механизм установки автоматического гирокомпаса и полностью переделана вся система электроавтоматики.
После 27 испытательных пусков 11 марта 1976 года был принят на вооружении базовый вариант «Пионера», а спустя пять лет — модернизированный, который отличается наличием усовершенствованных средств связи, улучшенных систем дистанционного управления и электроснабжения, что в итоге позволило ввести в состав дивизиона третью пусковую установку с минимальным увеличением количества дежурных сил.
«Для увеличения района разведения была разработана новая двигательная установка боевой ступени. При увеличенном запасе топлива основные конструктивные решения соответствовали ранее примененной ДУ. Под ДУ с увеличенным запасом топлива разработали новый отсек, а систему управления разместили во вновь разработанном приборном отсеке большего диаметра», — говорится в сборнике материалов о развитии ракетного оружия в СССР и РФ.
Советская промышленность выпускала «Пионеры» огромными объёмами. В 1981 году насчитывалось 180 пусковых установок, в 1983 году — более 300 единиц, в 1986 году — 405, к 1987 году — 650.
«Конструкция комплекса была исключительно надёжной. За пятнадцать лет эксплуатации комплексов «Пионер» не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. Всего за время испытаний и эксплуатации было произведено 190 контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно», — отмечается в материалах Минобороны РФ.
Семейство ПГРК с ракетой средней дальности стало одним из инструментов сдерживания НАТО и США в период холодной войны. На Западе осознавали неминуемый ядерный ответ СССР, хотя, естественно, и сам Советский Союз находился под угрозой удара американских «Томагавков» и «Першингов» — их подлётное время до Москвы составляло около 10-15 минут.
Судьбу «Пионеров» перечеркнул Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). 8 декабря 1987 года в Вашингтоне его подписали советский лидер Михаил Горбачёв и президент США Рональда Рейган. Соглашение запретило применять, держать на вооружении и производить любые наземные системы ударные системы дальностью от 500 до 5500 км.
Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Помимо «Пионеров», под его действие попали «Темп-2С», баллистические ракеты Р-12 и Р-14, комплекс «Ока», который Москва согласилась утилизировать в качестве жеста доброй воли. Американцы в свою очередь обязались избавиться от «Першингов» и крылатых ракет BGM-109G (сухопутная версия «Томагавка»).
Уничтожению подлежала и инфраструктура эксплуатации РСМД — испытательные стенды, военные базы, склады, места обучения личного состава. К 1991 году Москва ликвидировала 117 таких объектов, США — 32. Примерно аналогичная пропорция наблюдается и в количестве ликвидированных пусковых установок.
В процессе утилизации поздний Советский Союз под руководством Горбачёва использовал методы, которые воспринимались адекватной частью офицерского корпуса и научного сообщества как издевательство над их трудом и миллиардами бюджетных денег.
Например, «Пионеры» были уничтожены методом подрыва на полигоне Капустин Яр и путём отстрела из позиционных районов Дровяная (Читинская область) и Канска (Красноярский край). Ядерные боезаряды были демонтированы и отправлены на хранение.
«Советскому Союзу предстояло уничтожить 728 ракет «Пионер». Из них 650 боевых (405 были развернуты в позиционных районах, 245 находились на хранении в арсеналах), 42 инертные учебные ракеты, а также 36 ракет, находящихся в стадии производства. Уничтожались 405 развёрнутых и 104 неразвернутых пусковых установки», — сообщается в сборнике материалов о развитии ракетного оружия в СССР и РФ.
Подписание ДРСМД стало одной из фатальных ошибок Горбачёва, стремившегося похоронить топор холодной войны. Наша страна на некоторое время лишилась ядерного паритета из-за превосходства Соединённых Штатов в сфере морских вооружений. Не было учтено, что «Томагавки» представляют собой ракеты, приспособленные под пуски, в том числе с земли.
Правда, ДРСМД не соблюдался в полной мере обеими сторонами. В конце 1990-х годов Россия начала разрабатывать оперативно-тактической комплекс «Искандер» (на основе советской «Оки»), чья реальная дальность, по американским данным, составляет более 500 км.
В середине 2000-х годов специалисты МИТ приступили к созданию комплекса «Рубеж» с баллистической ракетой РС-26 дальностью, по информации военных США, в 2-6 тысячи км. В 2015 году этот проект был, по всей видимости, заморожен. Тем не менее он остаётся одним из козырей в рукаве РФ после выхода Вашингтона из ДРСМД.
Драматичная история семейства «Пионер» — пример самоотверженности и гения отечественных учёных и морально-политического предательства позднесоветской элиты. Научно-технологический задел, полученный при создании этого ПГРК, так и не нашёл применения после вступления в силу ДРСМД.