Воздушная яма: Су-35 оказался лишним на мировых рынках. Почему?
Американский военный журнал Military Watch обратил внимание на слабые экспортные результаты России по своему самому «главному реактивному самолету превосходства в воздухе поколения 4++» - Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker Е+). Вроде бы наш истребитель всем хорош, но его упорно не берут. И, напротив, об американском F-22 Raptor, который уже не выпускают, мечтают многие страны. Например, Израиль и Япония ходят с надутыми от обиды щеками за отказ США продать им этот тяжелый Raptor.
Удивительно это тем, что даже штатовская пресса на все лады расхваливает Су-35, а многочисленные диванные эксперты на форумах вообще не оставляют F-15, F-16 и даже F-35 шанса победить Flanker Е+ в дуэли. И самые убежденные фанаты звездно-полосатой авиации признают, что воздушные бои с русским супер-истребителем станут для пилотов ВВС США квестом на выживание.
Су-35, помимо того, что невероятно быстр и фантастически маневренен, еще несет 8 тонн ракет и бомб, а также обладает отличной авионикой и прекрасной пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис». Сюда следует прибавить коллиматорный индикатор на лобовом стекле, полную цифровизацию и что-то вроде искусственного интеллекта, способного параллельно управлять машиной.
«Из всех производимых самолетов, которые войдут в вглубь 21-го века и даже далее, американские F-35 Lightning II, китайские J-20 и российские Су-57 находятся на вершине Олимпа, — писал еще в 2013 году Роберт Джонсон, главный редактор военно-оборонного отдела Business Insider. — Однако есть проблемы со всеми тремя самолетами пятого поколения. Россия же стремится заполнить этот пробел известным и надежным реактивным самолетом Су-35, к которому она добавила передовую авионику».
Джонсон особо подчеркнул, что Су-35 - это истребитель 4++, только потому, что у него нет малозаметности. Но сам факт, что Flanker Е+ способен на равных биться с Lightning II может рассматриваться как повышение его статуса до 5-, или 5-- поколения.
Однако «несмотря на свои передовые возможности и относительно скромную стоимость, Су-35 получил только два экспортных контракта», констатирует Military Watch. Это продажи 24 истребителей Китаю и 26 - Египту. И все! Причем, по мнению ряда экспертов, КНР приобрел партию Flanker Е+ для инженерного копирайтинга. Дескать, специалистов из Поднебесной интересует все, что связано с двигателем АЛ-41Ф1 (изделие 117), который устанавливается на Су-35.
Между тем, интерес к Су-35 проявляли Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Алжир, Судан, Вьетнам, Венесуэла и Пакистан. В этом списке отдельно следует сказать об Индии и Малайзии. Поставки Flanker Е+ в эти страны считались гарантированными. Судя по имеющейся публичной информации, с большой долей вероятности, уже шло согласование последних пунктов договоров. В Москве уже охлаждали шампанское и готовили бутерброды с черной икрой. Но сделки сорвались фактически в самые последние моменты.
Не повезло и с венесуэльским контрактом, на который очень рассчитывала наша оборонка. Как известно, в июле 2006 года Каракас разместил заказ на поставку 24 истребителей Су-30МК2 для замены F-16, а в 2012 году президент Венесуэлы Уго Чавес в рамках продления договора сказал: «Я уже направил в правительство России заявление о том, что мы готовы рассмотреть вопрос о покупке в ближайшие несколько лет истребителей Су-35 для модернизации и укрепления наших оборонных сил». Но в следующем году глава Страны победившего боливаризма умер, а рухнувшие цены на нефть вкупе с американскими санкциями окончательно добили эту сделку.
Предполагалось, что и Ливия также станет экспортным заказчиком Су-35, однако гражданская война, последовавшая за ней военная интервенция НАТО и убийство Муаммара Каддафи поставили крест на этих планах.
Следует также сказать пару слов и о других коммерческих неудачах, связанных с Flanker Е+.
В 2007 году в рамках конкурса F-X2 бразильское Минобороны рассчитывало закупить по меньшей мере 36 самолетов, с потенциалом расширения сделки еще на 84 дополнительных. Тендер был объявлен для замены стареньких A-1Ms, F-5BR и Mirage IIIs, находящихся в ВВС крупнейшей страны Южной Америки. Среди претендентов значились F/A-18E/F Super Hornet, F-16 BR, JAS Gripen NG, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и Су-35, анонсированный на авиасалоне МАКС-2007.
В декабре 2013 года легкий истребитель Gripen NG был выбран из-за его низкой стоимости и передачи технологий бразильской промышленности, но от нашего «Сухого» любители карнавалов отказались фактически сразу. Просто потому, что не было готового продукта.
А до этого Россия предлагала Су-27М и экспериментальный Су-37 (прототип Су-35) для южнокорейской программы F-X. Контракт на $5 млрд. был интересен для Сеула тем, что Москва предложила не платить и готова была отдать самолеты в качестве погашения имеющегося на тот момент долга. Но что-то пошло не так, и выбор был сделан в пользу F-15K Slam Eagle.
Похоже, что коммерческие неудачи буквально преследует Су-35, будто «Сухому» дорогу перебежала черная кошка. В целом, история с Flanker Е+ и впрямь укладывается в рассуждения экспертов института Дюпюи (занимающегося научными исследованиями и объективным анализом исторических данных, связанных с вооруженными конфликтами и их разрешением) на тему «Мистика и статистика».
И в самом деле, на мировом рынке оружия фактор невезения никто не отменял: Flanker Е+ либо отсутствовал в качестве готового продукта в тендерах, либо оказывался заложником трагического стечения обстоятельств, как это имело место с Уго Чавесом и Муаммаром Каддафи.
Конечно, трудно спорить с выводами Military Watch о том, что Су-35 проигрывает более дешевому и во многом сходному с ним Су-30СМ. И вообще, зачем покупать, к примеру, алжирцам Flanker Е+, если уже появился Felon (“Уголовник”) Су-57. Но было бы большим заблуждением недооценивать конкурирующие американские истребители. Тем более что не всегда верны утверждения, что янки всех наклонили угрозами санкций. Когда дело касается национальных интересов, заказчики могут запросто показать фигу даже дяде Сэму. Контракт по С-400 с Турцией тому яркое доказательство.
Проблема в том, что Америка, как страна-продавец оружия, является отличным промоутером, чего, увы, не скажешь о России. Политика кнута и пряника были и будут лишь дополнением грамотного маркетинга. Но никак не наоборот.
Судите сами: если у нас ставка делается на личное мастерство пилота и отличные характеристики истребителя, то в США убеждены, что 85% победы в воздушном бою обеспечивается наземной поддержкой. Такой подход импонирует большинству ВВС.
Можно и так сказать, что хорошо русскому летчику, плохо - нерусскому, т.е. всем остальным. Расхваливая наш Су-35, американцы будто спрашивают у своих потенциальных заказчиков, а много ли у вас парней с горячей головой, готовых на скорости 2500 км/ч (Маха=2,35) делать «блины» (фигуры высшего пилотажа, при которых самолет разворачивается на 360 градусов без потери скорости и высоты)?
Те, можно не сомневаться, отчаянно трясут головой, с трудом выговаривая «нет».
«Да и не надо вам крутиться в смертельной круговерти, - хлопают американцы по плечу своих покупателей, - вы собьете врагов еще до того, как те это поймут. Ведь, именно это вам нужно!!!».
Сегодня американцы исходят из того, что два истребителя не встретятся один на один в так называемой собачьей схватке, т.е. в полном информационном вакууме, когда нет других самолетов и наземной поддержки, обеспечивающей лучшую осведомленность. Это только в голливудских фильмах два горячих парня в бешено летящих машинах пытаются сбить друг друга и уворачиваются от ракет в последнюю секунду.
Свою позицию звездно-полосатые авиастроители навязывают профессионально, о чем говорят цифры. Только в прошлом 2020 году крупнейший оборонный подрядчик Lockheed Martin заключил сделки по продажам иностранным странам стареньких F-16 на сумму $62 млрд. Таким образом, в течение ближайшего десятилетия ВПК США будет в шоколаде, что не скажешь о российской оборонке. За океаном, кстати, не скрывают, что они продают самую лучшую военную технику для мирного времени, но делают этот бизнес очень хорошо.