На границах России и Китая продолжают множиться американские бмолаборатории
Интересы США в разработке новых биотехнологий и генной инженерии на территории стран СНГ начали проявляться с начала 1990 х годов — сразу после распада СССР. С этого периода в странах бывшего СССР начинает действовать американская «Программа совместного уменьшения угрозы» (или «программа Нанна-Лугара», названная в честь сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара), реализуемая Агентством по уменьшению угрозы (DTRA) Министерства обороны США.
Главной целью «программы Нанна-Лугара» была заявлена комплексная работа по уменьшению угрозы распространения оружия массового поражения, оставшегося в странах бывшего СССР. Кроме финансирования проектов по утилизации разновидностей оружия массового поражения, DTRA осуществляло сбор информации о советских военных программах, в том числе в области разработок биологического оружия, а также привлекало к сотрудничеству компетентные кадры на местах.
pixabay.com
В тех государствах СНГ, где удалось привести к власти лояльные американским интересам политические силы (Грузия и Украина), стали появляться биолаборатории, финансируемые из бюджета DTRA. При этом в последующем соглашение о создании подобных научно-исследовательских учреждений было достигнуто и с политически устойчивыми государствами СНГ, некоторые из которых являются также партнерами России по ОДКБ (Казахстан, Таджикистан, Армения).
В 2012 году российские власти приостановили сотрудничество в рамках «программы Нанна-Лугара». Агентство разработало новые или сконцентрировалась на параллельных программах обеспечения эпидемиологической безопасности и научного взаимодействия со странами СНГ.
Проблема нахождения американских биомедицинских исследовательских объектов в странах бывшего СССР нередко становится предметом внутриполитической борьбы. При этом, проблема нахождения медицинских объектов США на их территориях практически не обсуждается в государственных СМИ, а население получает информацию преимущественно из российских источников.
Серьезной проблемой является и потенциальные направления применения полученных исследований в этих учреждениях, в особенности, с учетом их географического расположения вблизи российских и китайских границ.
Если не брать во внимание различные и пока не доказанные прямыми фактами мнения о разработках биологического оружия этими лабораториями, то практические наработки в области биологии и вирусологии могут представлять коммерческий интерес для целого ряда западных фармацевтических, и сельскохозяйственных компаний. Кроме потенциальной возможности использования полученных наработок в качестве недобросовестных методов конкуренции на рынках продовольствия и медикаментов, их можно использовать и в военное время для снижения обороноспособности страны путем уничтожения тыловой базы.