Войти в почту

Над Отрадным 83 года назад упал дирижабль «СССР-В10»

83 года назад, на пересечении нынешних улицы Декабристов и Алтуфьевского шоссе, упал один из последних советских дирижаблей. Об этом сообщает окружная газета «Звездный бульвар». О трагическом событии – катастрофе дирижабля «СССР-В10» над территорией нынешнего Отрадного, которая произошла 6 августа 1938 года, «ЗБ» рассказали историк дирижаблестроения, Алексей Белокрыс и руководитель Долгопрудненского краеведческого общества Николай Карпов. Освободить место для гостя В ту субботу поднимать в воздух дирижабль В10 не планировалось. Но в пять утра в дверь бортинженера Леонтия Крестова постучали. Как вспоминала его жена, Галина Михайловна, это был командир В10, пилот-инструктор Эскадры дирижаблей Евгений Оппман. Он протянул полётный лист: «Нужно лететь». – Ночью пришла радиограмма о том, что в «Дирижаблестрой», находившийся в городе Долгопрудном, из Ленинграда вылетел на дозаправку газом дирижабль «СССР В8». Единственный завод по производству водорода для дирижаблей находился тоже в Долгопрудном, – говорит Алексей Белокрыс. – Требовалось освободить для гостя место на открытой стоянке. Дирижабль В10 был совсем новеньким, первый полёт состоялся полгода назад, в феврале 1938-го. – В10 строился для обучения экипажей, – продолжает Алексей Белокрыс. – Поэтому гондолу сделали просторнее, чтобы больше учеников поместилось: длина почти 9 метров, ширина – полтора, высота около двух метров. До леса не дотянули Предполагалось, что к вечеру ленинградский дозаправится и улетит обратно. После нескольких кругов командир В10 взял курс на юг, в сторону Бескудникова и нынешнего Отрадного. Всё шло благополучно. Но неожиданно, около трех часов дня над тем местом, где сейчас улица Декабристов пересекает Алтуфьевское шоссе, корабль стал резко терять высоту. 55-летний Евгений Оппман, опытнейший дирижаблист со стажем налёта больше 1000 часов, дал команду остановить двигатели и выбросить балласт. Но дирижабль продолжал снижаться. После команды покинуть судно помощник командира Михаил Василевский и старший бортмеханик Иван Жеглов надели парашюты и выпрыгнули, но было слишком низко, парашюты не успели раскрыться. Попытка направить корабль к лесу, чтобы деревья смягчили удар, тоже не увенчалась успехом. Падение дирижабля увидели колхозники, работавшие на отрадненских полях. Они бросились на помощь. Подбежав, они увидели, что дирижабль разбит, гондола разрушена. Некоторые из дирижаблистов ещё подавали признаки жизни, на грузовике всех их отправили в больницу.