Чем Россия заменит SWIFT
Замминистра подчеркнул, что развитие систем альтернативных платежных систем – не только реакция на геополитическую реальность, но и ответ на необходимость модернизации методов осуществления платежей с учетом стремительного развития цифровых валют и блокчейна.
На сегодняшний день системой международных расчетов SWIFT пользуются 11 тыс. финансовых организаций в 200 странах мира. Наша страна – один из крупнейших пользователей, и за прошлый год российский трафик SWIFT составил, по предварительным оценкам, порядка 150 млн. транзакций. При этом в декабре 2020 года агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что в администрации Байдена, на тот момент еще не вступившего в должность президента, допустили отключение России от этой платежной системы.
Мнения специалистов относительно того, насколько реально отключение и какой может быть альтернатива SWIFT, рознятся. Например, глава думского комитета по финансовому рынку большой беды в отключении не видит и считает, что «в любом случае произойдет адаптация – расчеты будут уходить из долларовых выражений в другие валюты».
Председатель правления «Национального платежного совета» Алма Обаева тоже смотрит на ситуацию с оптимизмом. Ведь уже сегодня 80% внутрироссийских платежей, по ее словам, может покрыть Система передачи финансовых сообщений ЦБ РФ, в которой зарегистрировано большинство российских банков. К слову, недавно Банк России отчитался, что покрывает 20% от трафика SWIFT. Ко всему прочему, до конца года Центробанк намерен запустить в пилотном режиме цифровой рубль, а для расчетов в такой валюте SWIFT не подходит. Другое дело, что для перевода международного трафика на новую платформу потребуется заключать двусторонние соглашения с каждым из зарубежных банков, а это длительный, кропотливый и, что немаловажно, достаточно дорогой процесс.
Таким образом, вопрос о международном трафике – камень преткновения в деле создания российской системы. «Если какая-то страна создает альтернативную систему международных расчетов, она должна убедить все другие страны перейти на эту систему, – комментирует ситуацию директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. – Как мне видится, убедить сейчас перейти на иную платформу мы сможем сейчас только Северную Корею, Венесуэлу, Иран, Сирию и, наверное, Бирму».
«Когда одна из стран предлагает альтернативную систему расчетов, она должна убедить все остальные страны, чтобы они на нее перешли, – говорит глава института. – Как мне видится, убедить сейчас перейти на иную платформу, мы сможем сейчас только Северную Корею, Венесуэлу, Иран, Сирию и, наверное, Бирму».
При этом, по мнению руководителя центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василия Колташова, Россия будет разрабатывать альтернативу SWIFT в сотрудничестве с Ираном, Турцией, Азербайджаном и государствами Евразийского экономического союза. «Новая система обеспечит многим странам защиту от агрессивных, недружественных действий со стороны США, включая возможную попытку организовать финансовую блокаду», – уверен эксперт.