Укрупнение авиастроителей. «Ростех» хочет объединить «Сухой» и МиГ под одним юрлицом

Компании «Сухой» и «МиГ» перестанут существовать как самостоятельные юридические лица. Вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), в которую они входят, они станут единым юрлицом под названием Корпоративный центр самолетостроения. Об этом было объявлено на совещании по дальнейшей реформе отрасли с участием главы «Ростеха» Сергея Чемезова и представителей авиапрома, сообщает РБК.

Укрупнение авиастроителей. «Ростех» хочет объединить «Сухой» и МиГ под одним юрлицом
© BFM.RU

В подчинение новому центру также перейдут компании «Туполев», «Ильюшин» и «Иркут». Центр откроется на Ходынском поле в Москве. В «Ростехе» отмечают, что решение об объединении конструкторских бюро принято после длительных консультаций. Реформу реализуют поэтапно, в течение нескольких лет. Эксперты, опрошенные Business FM, скептически отнеслись к идее таких объединений в авиации. Мнение кандидата технических наук, экс-конструктора ОКБ «Сухой» Вадима Лукашевича.

Вадим Лукашевич кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ «Сухой»«Практически все образцы авиационной техники, которые появлялись в СССР и потом становились на вооружение или переходили в эксплуатацию Министерства гражданской авиации, создавались на конкурсной основе. То же самое было в космонавтике — везде была конкуренция, и мы имели продукты мирового уровня. Что произошло сейчас с «Роскосмосом»? Федеральное космическое агентство упразднили, все слили на госкорпорацию «Роскосмос», и мы, в общем-то, видим, что это предмет для насмешек, из национальной гордости космонавтика стала отчасти сейчас национальным позором. То же самое сейчас происходит в авиации, потому что оптимизация управленческого аппарата, дальше упразднение юрлиц — даже в СССР этого не было. Да, были отдельно КБ, были заводы, заводы были самостоятельные юрлица, КБ были тоже самостоятельные юрлица. Сейчас мы идем по пути централизации финансовых потоков, но сливать конструкторские подразделения, лишать их какой-либо самостоятельности — это смерть».

Планируется, что реформа ОАК избавит отрасль от избыточных уровней управления и увеличит загрузку производственных мощностей. «Совокупный оптимизационный эффект от проводимых преобразований должен составить до 130 млрд рублей», — сообщили в ОАК.

Комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

— Это общемировой тренд, действительно, все проектно-конструкторские организации в области самолетостроения укрупняются в надежде на сокращение издержек, повышение эффективности работы. Это срабатывает, очевидно, на уровне презентации для акционеров, на практике пока, честно говоря, не видно. То, что в мире осталось два производителя авиационной техники, которые поглотили региональных производителей, разработчиков — группы Airbus и Boing — не очень хорошо. Мы видели, когда у одного из этих супергигантов возникли проблемы, значительная часть мирового воздушного транспорта оказалась в заложниках просто ошибок, которые один из этих вот мегагигантов совершил. Поможет ли это российской авиационной промышленности, сегодня сказать сложно, потому что главным недостатком этой схемы является устранение конкуренции. То есть в том случае, если принимаются неправильные решения, это поражает всю систему, и никакой альтернативы не возникает.

— Насколько безболезненным получится объединить все авиационные КБ?

— Это очень болезненный процесс, потому что конструкторские школы очень сильно отличаются. Хотя со времени реальной деятельности этих конструкторских школ уже много воды утекло, и носители этих знаний по большей части ушли, тем не менее, какие-то остатки этих конструкторских школ присутствуют, и просто так, конечно, это не объединишь.

Кадровая оптимизация не затронет конструкторский блок ОАК, а коснется только управленческого аппарата, заявляют в «Ростехе». Только в Москве в штате ОАК числится около 20 тысяч сотрудников, из них 15 тысяч — это конструкторы.