Войти в почту

Дело было не в бобине: Тормоз для русского оружия

Гонка вооружений, как политическое противостояние двух систем, в первую очередь США и СССР, считается законченной с завершением холодной войны. Впрочем, многие страны мира активно развивают свой оборонный и наступательный потенциал, как в интересах собственной безопасности, так и для экспорта вооружений, который имеет значение не только в денежном эквиваленте, но и в политическом статусе государства способного поставлять оружие. И здесь конкуренция похлеще, чем в былом противостоянии, а средства хороши любые, среди которых дискредитация – лишь детская шалость.

Дело было не в бобине: Тормоз для русского оружия
© Свободная пресса

Вот возьмём недавний вброс от армянского премьера Никола Пашиняна по поводу неэффективности российских ОТРК «Искандер», которые, по его словам, и не летают, и «взрываются на 10 процентов». На Пашиняна цыкнули из Москвы, и он поспешил ответить извинениями, так как эти ракеты на самом деле вообще не применялись в карабахском конфликте. Подставили, мол, премьера, дали неверную информацию. Извинения были приняты, но осадочек, как говорится, остался. Кто-то ведь надоумил его сделать такое заявление, и это были явно не армянские военные, которые сами за подобные слова едва не устроили в Ереване переворот.

Здесь, конечно можно перефразировать известную строку из стихотворения: «Дело было не в бобине, Пашинян сидел в кабине», и учесть его некомпетентность в военных делах, но не всё так просто на самом деле и его уничижительные слова об «Искандерах» это далеко не «оговорка по Фрейду». Здесь можно вспомнить визит в Ереван в октябре 2018 года советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который активно пытался «впарить» армянам американское вооружение, параллельно принижая достоинства имеющегося у Армении российского оружия.

Возьмём цитату от тогдашнего Болтона: «Я думаю, что есть много других альтернатив, в том числе в сфере продажи оружия. У нас есть ограничения, которые Конгресс наложил на Пентагон с точки зрения продажи оружия Азербайджану и Армении из-за конфликта. Но есть исключения. И, как я сказал премьер-министру, если речь идет о покупке либо российской военной техники, либо американской, то мы бы предпочли последнее. Мы считаем, что наша техника в любом случае лучше, чем российская. Поэтому мы хотим рассматривать такую возможность.

И я думаю, что это увеличивает возможности Армении, когда она не полностью зависит от одной крупной державы. Я понимаю географическое положение и исторический контекст всего этого. Но я думаю, что сейчас самое время быть оптимистом в том плане, что Армения может выйти на мировую арену. США считают Южный Кавказ стратегически очень важным регионом. Так что, улучшение отношений с Арменией является очень важным приоритетом для американской администрации».

Вряд ли что-то изменилось в идеологии США с тех пор и, надо полагать, что именно с подачи Госдепа Пашиняну подсунули «жвачку» о никчёмности российских «Искандеров». Заметим при этом, что Армения на сегодняшний момент является единственной страной, которой Россия поставила эти современные и эффективные ОТРК. Практически одновременно с армянским премьером на «Искандеры» «наехали» и ряд информационных изданий, в том числе и российских, которые растиражировали «новость» о сбитой ракете этого комплекса в Карабахе израильской системой ПВО Barak-8, стоящей на вооружения ВС Азербайджана. Утверждалось, что, мол, «Искандер» не так уж неуязвим, как заверяют в России.

Аналогичная история была и с российскими зенитными ракетными системами С-400 «Триумф» перед заключением и при исполнении контракта этих ЗРС с Турцией. На «Триумф» накинулись всей информационной мощью – его и «уничтожали», и признавали неэффективным, ну, и много других нелицеприятных «подробностей» об этой системе приводилось.

Турецкий президент Реджеп Эрдоган поступил как в диалоге кинофильма «Служебный роман» между прекрасными актрисами Алисой Фрейндлих и Лией Ахиджаковой: «Как вам сапоги?». «Очень вызывающие, я бы такие не взяла». «Значит, хорошие сапоги, надо брать».

Эрдоган приобрёл «вызывающие» С-400, несмотря на санкционные угрозы США и массу критики в адрес российских систем ПВО, а сейчас хочет закупить и дополнительные комплекты дивизионов. Штаты утёрлись со своим ЗРК Patriot, а заодно и истребителем пятого поколения F-35.

Немало досталось и российским зенитно-ракетным комплексам «Панцирь-С» и «Бук-М2», которые используются в реальных боевых действиях на Ближнем Востоке (Сирия) и в Северной Африке (Ливия). И когда в мае 2018 года израильская ракета Spike поразила стоящий на вооружении сирийской правительственной армии комплекс «Панцирь-С», разговоров о незащищенности и бесполезности этого комплекса было выше крыши. На то обстоятельство, что ракета Spike является противотанковой и достигает цели по настильной траектории, не поднимаясь выше линии прицеливания, соответственно, не могла быть отражена «Панцирем», предназначенным для поражения воздушных целей мало кто обратил внимание.

Впрочем, «грязь» к российским вооружениям не пристаёт – отваливается. Россия теми же своими «Искандерами» не бряцает, однако успешно их применяет. В реальных боевых условиях – в Сирии. Этот комплекс продемонстрировали во время парада Победы, который состоялся 24 июня 2020 года на авиабазе в Хмеймиме, хотя ранее нахождение «Искандера-М» в Сирии не особо афишировали. Впервые этот ОТРК «засветился» на ближневосточной земле ещё в 2017 году, хотя некоторые полагают, что он находился там и ранее. Официально о применении этого комплекса в Сирии сообщил Шойгу, который пояснил применение комплексов необходимостью нанесения высокоточных ударов по ключевым объектам боевиков наравне с крылатыми ракетами «Калибр» и некоторыми другими вооружениями.

После визита в Дамаск в конце 2018 года, сообщил о ракетном комплексе и вице-премьер Юрий Борисов. «Подтвердил свою эффективность ракетный комплекс Сухопутных войск «Искандер-М», – отметил тогда Борисов. При этом, по его словам, Россия проанализировала применение боевой техники в Сирии, в результате чего «все выявленные недостатки были оперативно устранены».

Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М», по классификации НАТО SS-26 Stone («Камень»), предназначен для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по особо важным малоразмерным и площадным целям в глубине оперативного построения войск противника.

Это, так скажем, общедоступная информация. Известно также, что «Искандер-М» обычно оснащается двумя баллистическими ракетами 9М723-1 с заявленной дальностью стрельбы в 500 километров. Однако если вспомнить недавнюю ещё историю с выходом США из ДРСМД (2 августа 2019 года), то основные упрёки Вашингтона сводились именно к комплексу «Искандер» и ракете 9М729, которая «вылетает» за рамки договора по ракетам средней и малой дальности, ограниченной 500 километрами (американская разведка оценила её потенциал в 5500 км). Москва же утверждала, что свои условия по ограничениям соблюдает.

И это действительно было так, за одним лишь исключением – ракеты большей дальности, именно как крылатые противокорабельные ракеты, под договор не подпадали. А они у России были и, как вскоре выяснилось, могут использоваться комплексом «Искандер» в модификации «Искандер-К» и с успехом применяться как по кораблям, так и по наземным целям. Эта ракета средней дальности известна как 9М728 или Р-500, её маршевый двигатель аналогичен двигателю крылатой ракеты 3М-14 ракетного комплекса «Калибр-НК».

Западные источники предполагают, что полёт ракеты проходит по заранее заложенному маршруту в соответствии с данными разведки относительно положения цели и наличии средств ПВО противника, которые ракета преодолевает на предельно малых высотах, с огибанием рельефа местности и автономностью наведения в режиме молчания на основном участке.

В целом, по версии иностранных экспертов, ТТХ 9М729 выглядят примерно так: стартовая масса – около 2500 кг, диаметр – 533 мм, высота полета – 50-150 м, маршевая скорость – 180-240 м/сек, радиус действия 500-5500 км, масса боевой части – 500 кг, тип боевой части – обычная или ядерная, может комплектоваться осколочно-фугасной боевой частью с опцией воздушного подрыва.

Подтвердили совсем недавно свою репутацию в Сирии и зенитно-ракетные комплексы «Панцирь-С» и «Бук-М2», которые отразили авиаудары, нанесённые израильскими ВВС по пригороду Дамаска. Истребители F-16 выпустили из района Голанских высот 12 управляемых ракет по международному аэропорту сирийской столицы. Они были успешно перехвачены сирийскими расчётами российских комплексов. «Средствами дежурных сил сирийской противовоздушной обороны «Панцирь-С» и «Бук-М2» запущенные ракеты, которые не достигли цели, были уничтожены, подтвердив высокую эффективность российских зенитно-ракетных комплексов», – цитирует РИА «Новости» своего военного собеседника в Сирии.

«Бук-М2» «прижал к земле» турецкие истребители F-16 в Ливии – после того как этот комплекс стала использовать Ливийская национальная армия. Буквально за несколько дней с использованием комплексов российского производства Турция и силы ПНЕ потеряли полтора десятка беспилотников. Хотя официальных подтверждений использования именно ЗРК «Бук» нет, однако турецкая авиация в Ливии остерегается теперь входить в зону поражения российских комплексов.

– Сейчас Россия поставляет оружие в 48 стран, – говорит военный эксперт Борис Джерелиевский. – При этом экспорт вооружений является не самой существенной статьей пополнения госбюджета. Да и на долю рынка вооружений и военной техники в общем объеме мировой торговли приходится незначительный процент, хотя в нём и значатся девять нулей вслед за первыми цифрами. Сегодня Россия в основном экспортирует нефть, уголь и газ. И даже доходы от продажи пшеницы на мировых рынках превышают военные поставки (3-5% экспорта).

Но не только коммерческие факторы определяют значимость военных продаж. Торговля оружием является одним из важных инструментов внешней политики любого государства. Благодаря ей интересы страны экспортера продвигаются по всему миру и оказывают влияние на политические решения других стран. Может не всегда так явно и, скажем, наличие на вооружении автомата «Калашников» в какой-либо стране еще не означает полной симпатии к России, но вот поставки российских ЗРС С-300 и С-400, ЗРК «Панцирь-С» и «Бук-М2», а также ОТРК «Искандер-М», который внесён в список продукции разрешенной к поставке на экспорт, уже делаются с определенным расчётом на некие союзнические отношения.