Войти в почту

«Порубщик-2» сможет «вырубать» войска НАТО в воздухе, на земле и в космосе

В России начинаются работы по созданию новой модификации самолета радиоэлектронной борьбы. Условное название новой машины – «Порубщик-2», сообщил РИА «Новости» источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Порубщик-2» сможет «вырубать» войска НАТО в воздухе, на земле и в космосе
© Свободная пресса

Мощная система РЭБ воздушного базирования появилась в России сравнительно недавно. В середине нулевых годов было принято решение о переоборудовании трех летающих командных пунктов Ил-22 «Бизон» в постановщиков помех Ил-22ПП «Порубщик».

Созданием оборудования бортового комплекса РЭБ занялся концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в госкорпорацию Ростех. В 2009 году к переоборудованию трех самолетов, созданных на базе гражданского лайнера Ил-18, приступил Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева в подмосковном Жуковском. Спустя два года начались летные испытания. А в 2016 году машины поступили на вооружение Специальной авиации ВВС России.

Таким образом, был ликвидирован пробел в ВВС по части самолетов РЭБ. Более двадцати лет, после снятия в вооружения в 1993 году Ту-16П, в Специальной авиации не было ни одного достаточно мощного самолета РЭБ. Правда, доживали свой век построенные в 70-е годы Ан-12БК-ИС.

Но установленные на них станции РЭБ «Фасоль» уже давно не удовлетворяли требованиям современности, поскольку не реагировали на плавающие частоты РЛС противника. Да, и еще у фронтового бомбардировщика Су-24 была модификация постановщика помех, что послужило созданию фэйка о том, как этот самолет «парализовал» в Черном море американский эсминец.

«Порубщик» имеет специфическую «внешность», обладая выделяющимися боковыми антеннами, расположенными в обтекателях из радиопрозрачного материала. В полете у него разматывается буксируемая антенна длиной в несколько сотен метров.

Комплекс РЭБ построен с учетом особенностей работы современных радиоэлектронных систем противника. В частности, он не размазывает мощность помехового сигнала по всему частотному диапазону, а подавляет только те частоты, на которых работает противник. То есть аппаратура на борту «Порубщика» достаточно интеллектуальная, использующая мощные вычислительные ресурсы.

Одно из существенных преимуществ комплекса РЭБ Ил-22ПП от предыдущих станций подавления состоит в том, что благодаря избирательности он не влияет на работу своих, российских, радиоэлектронных систем. Скажем, от «Фасоли», размещенной на борту Ан-12БК-ИС, порой «доставалось и своим».

Достигается это за счет того, что перед включением генератора активных помех, комплекс сканирует эфир, выявляя частоты, используемые в аппаратуре противника. Определив частоты, на которых работают каналы радиосвязи противника, а также частоты РЛС и их девиацию, «Порубщик» начинает подавлять их работу при помощи генерации активных помех именно на этих частотах. Также имеется возможность распространения помех в заданном направлении.

«Клиентов» у «Порубщика», работе которых он препятствует, много. Тут и самолеты дальнего радиолокационного обзора и управления (АВАКС), и воздушные командные пункты, и самолеты-разведчики, и самолеты тактической авиации, и наземные комплексы ПВО и узлы связи… И даже разнообразная современная наземная боевая техника, которая все больше и больше интегрируется в информационно-боевые сети различного уровня.

При этом могут подавляться и каналы связи с космическими объектами, которые выдают целеуказание или же используются для связи.

Два-три «Порубщика» в состоянии парализовать деятельность войск, дислоцированных в крупном позиционном районе. Или же сорвать наступление противника.

Следует признать, что оборудование, используемое на самолете Ил-22ПП, довольно «свежее», ему чуть больше десяти лет. Для самолетов Специальной авиации это не возраст. Но признать следует и то, что уже сейчас необходимо озаботиться перспективой создания нового самолета РЭБ.

На то есть два резона. Во-первых, область электроники, как бытовой, так и военной, развивается стремительно. И если сейчас «Порубщик» способен справляться с возложенными на него задачами, то уже через десять лет его эффективность начнет постепенно снижаться. Поэтому желательно было бы получить новый самолет РЭБ уже через 10-15 лет. К сожалению, нынешние темпы разработок таковы, что начав создавать летающий комплекс сейчас, мы получим его никак не раньше начала 30-х годов.

Во-вторых, самолеты, на которых размещены комплексы «Порубщик», очень немолоды. Для них были использованы командные пункты Ил-22 «Бизон», производство которых завершилось в середине 70-х годов. И хоть перед переоборудованием был произведен капитальный ремонт, но ресурса у этих машин осталось лет на десять. Следовательно, их достаточно скоро придется списывать.

Для «Порубщика-2» предполагается использовать либо гражданский авиалайнер Ту-214, облюбованный военными для переделки в специализированные самолеты, либо военно-транспортный Ил-76. К носителю предъявляются два требования: возможность размещения на борту значительного количества аппаратуры вместе с операторами и обеспечение длительного патрулирования.

Вполне понятно, что аппаратуру для «Порубщика-2» будет разрабатывать КРЭТ. Потому что это законодатель моды в области РЭБ не только в России, но и в мире. По оценке ведущих консалтинговых компаний Strategy Partners Group и Frost and Sullivan, в 2012 году объём российского рынка систем и средств РЭБ превысил 400 млн. долларов, при этом доля продукции КРЭТ в системах РЭБ составляет около 94%. Доля концерна на мировом рынке РЭБ приближается к 6%.

Ну, и в заключение о печальном. Если качество отечественных самолетов РЭБ находится на высоком уровне, то их количество удручает. Комментируя сообщение РИА «Новости», член экспертного совета коллегии ВПК России Виктор Мураховский сказал: «Думаю, для подавления сигнала спутниковой группировки потенциального противника нам необходимо по эскадрилье на каждое оперативно-стратегическое командование, то есть четыре эскадрильи по 12 самолетов».

48 бортов при нашей нищете в Специальной и Военно-транспортной авиациях – это, конечно, перебор. В богатейших Штатах эксплуатируются 15 таких самолетов.

Но три – это, разумеется, позор. Позор, потому что в послевоенный советский период, который продолжался 45 лет, было построено около 50 серьезных самолетов на базе Як-28, Ан-12 и Ту-16. Постсоветский период продолжается уже 30 лет.