Войти в почту

Русский актёр спас всех лётчиков мира

В 1910 году во время показательных выступлений в Петербурге самолёт под управлением авиатора Мациевича развалился на части прямо в воздухе. Это была первая авиакатастрофа в истории России. Страшная смерть пилота поразила всех, кто видел это, — в их числе был и актёр Глеб Котельников. Впечатлённый увиденным, он твёрдо решил создать устройство, которое даст лётчикам шанс на спасение.

Русский актёр спас всех лётчиков мира
© Парламентская газета

Тот год вообще был поворотным для Котельникова: он только что бросил карьеру чиновника, которой отдал десять лет жизни, перебрался в Петербург и устроился актёром в Народный театр. Кстати, именно там однажды на глаза ему попалась дама, которая доставала огромную шёлковую шаль из маленькой сумочки, — так было найдено принципиальное решение будущего парашюта.

Уложить купол площадью 50 квадратных метров Котельников решил в металлический ранец, который открывался пружинами с помощью шнура. Изобретатель догадался крепить парашют к человеку в двух точках — это предотвращало вращение и распределяло нагрузку при рывке в момент раскрытия купола. Он также учёл возможность управления парашютом с помощью строп, механизм быстрого высвобождения из ранца после приземления и страховочный трос. Изобретение было названо «РК-1» — русский, Котельникова, модель первая.

Первые неофициальные испытания прошли успешно, в 1911 году изобретатель получил приоритет — привилегию за номером 5010 на спасательный ранец с автоматически выбрасываемым парашютом, но, как это часто случалось, власти не приняли всерьёз новинку. Котельников буквально завалил своими письмами военное министерство и различные ведомства — тщетно.

Лишь получив патент во Франции, он добился разрешения провести официальное испытание парашюта в России. Оно состоялось 6 июня 1912 года в деревне Сализи (впоследствии названной Котельниково) близ Петербурга: 80-килограммовый манекен сбросили с парашютом с аэростата. Всё прошло штатно, пресса была в восторге, а весть об изобретении быстро вышла за пределы страны. Но чиновники опять не впечатлились, так что в производство «РК-1» запустила частная компания «Ломач и Ко».

Первым человеком, испытавшим надёжность «РК-1», был русский спортсмен Владимир Оссовский: в январе 1913 года он прыгнул в Руане с моста через Сену и благополучно приводнился. С этого момента европейские фирмы стали выпускать реплики, модификации и копии русского парашюта. А на Родине изобретение Котельникова было востребовано лишь во время Первой мировой войны и то потому, что лётчики сами стали просить об этом власти.

С тех пор никому больше не удалось придумать что-то принципиально лучшее — изобретённая русским конструктором схема устройства парашюта лежит в основе всех современных моделей, она уже спасла десятки, если не сотни тысяч жизней по всему миру.