Кобоно-Кареджский порт – необычный блокадный музей под открытым небом
О событиях, связанных с блокадой Ленинграда, большинство вспоминает лишь несколько раз в год – в траурный день 8 сентября, когда началась блокада, в День Победы, если повезет, ну и, конечно в дни прорыва и снятия блокады в январе.
А вот музеи, посвященные тем дням, работают круглогодично, и их куда больше, чем может показаться. В самом деле, много ли музеев, рассказывающих о блокаде, вы сможете назвать? Хорошо, если пару-тройку штук. А между тем их гораздо больше, и не только вдоль самой Дороги жизни, которая протянулась в далекие блокадные годы аж на триста километров, но и в других местах Ленинградской области.
Один из таких музеев – «Дорога жизни. Кобоно-Кареджский порт», расположившийся в деревне Кобона Ленинградской области.
Интересен он тем, что находится на побережье Ладожского озера, на территории, где в военные годы был выстроен Кобоно-Кареджский порт, созданный специально для того, чтобы обеспечить исправное функционирование Дороги жизни. Таких портов было построено всего два, этот и Осиновецкий.
Кобоно-Кареджский порт, состоявший из семи пирсов, был построен буквально за несколько месяцев – март, апрель, май, июнь и июль 1942 года, к августу порт уже был готов.
Рядом с портом располагался железнодорожный пересадочный узел, где происходила перегрузка с одного вида транспорта на другой. Ведь использовать ледовую Дорогу жизни можно было только в зимний период, а пока на Ладоге нет льда, доставлять грузы по ней и увозить людей из осажденного города можно было только по воде.
Порт занял территорию от Кобоны до Кареджской косы и даже вышел на косу, чтобы сократить максимально расстояние до противоположного берега.
Сейчас на территории бывшего порта находится музей под открытым небом, экспонаты которого – это находки водолазов, работающих в Ладожском озере.
В музее есть и автомобили, ездившие по Дороге жизни, такие как знаменитая «полуторка» и ЗИС-5, и орудия, из которых велся огонь прикрытия, и фрагменты тепловоза, одного из тех, которые использовались на узкоколейке, которая также входила в состав Дороги жизни. Есть здесь и образец техники противника — фрагмент немецкого самолета-бомбардировщика «Heinkel 111». Фрагмент этот также поднят со дна озера, а в военные года самолет участвовал в обстреле проходящих по озеру караванов и был сбит над ним.
Помимо техники, состав которой регулярно обновляется и дополняется новыми находками, которые поднимают со дна Ладожского озера, в музее есть несколько информационных стендов, рассказывающих как о работе сотрудников железной дороги в блокадных условиях, так и о главном инженере и строителе Дороги жизни Иване Зубкове.
Посетить музей можно круглый год, и благодаря тому, что находится он под открытым небом, возможно это даже в период антикоронавирусных ограничений.