Войти в почту

Как «Сапсан» на голову: Дорогу аэромобильным войскам РФ расчистят  «летающие БМД»

Стало понятным, зачем заместителю министра обороны РФ Алексею Криворучко на днях срочно понадобилось слетать в Улан-Удэ. Там, на крупнейшем в нашей стране авиационном заводе холдинга «Вертолеты России», завершена подготовка к выпуску необычайно мощной винтокрылой боевой машины - транспортно-боевого вертолета Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан», предназначенного для выполнения широкого круга штурмовых, ударных и транспортных задач. Контракт на производство в 2021 году первой десятки таких геликоптеров был подписан минувшим летом.

Как «Сапсан» на голову: Дорогу аэромобильным войскам РФ расчистят  «летающие БМД»
© Свободная пресса

Мощью бортового оружия «Сапсан» превзойдет все существующие российские вертолеты, включая ставшие знаменитыми во время войны в Сирии Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». А поскольку «Сапсаны» спроектированы для ведения совместных с Силами специальных операций и «голубыми беретами» боевых действий в ближнем тылу противника, обладающего мощной войсковой ПВО, броневая защита у них почти как у танка. Недаром создатели уже назвали Ми-8АМТШ-ВН «летающей боевой машиной десанта».

У этой новости, кроме сугубо военно-технического, есть и еще один важный аспект. С появлением у Министерства обороны РФ через считанные месяцы первых «летающих БМД» будут сняты последние организационные препятствия для начала формирования в составе отечественных ВДВ принципиально нового рода войск – аэромобильных. За основу, очевидно, будет взята нынешняя 31-я десантно-штурмовая бригада (ОДШБр), которая ныне стоит в Ульяновске.

Если этот замысел нашего Генштаба получит логическое развитие, где-то неподалеку от Ульяновска в ближайшие пару лет встанет еще и новая бригада вертолетчиков. Объединенные воедино, обе бригады, как представляется, и составят первую в России аэромобильную дивизию, которая останется в составе Воздушно-десантных войск и послужит основой отечественных сил быстрого реагирования. Хотя не исключено, что 31-я ОДШБр «голубых беретов» будет развернута в три полка, которые в таком случае будут дислоцированы в Ульяновске, Пензе и Оренбурге.

По имеющимся сведениям, новое соединение получит наименование «104-я гвардейская аэромобильная ордена Кутузова дивизия». Потому что именно 104-я гвардейская (только воздушно-десантная) стояла в Ульяновске, пока в ходе наших бестолковых и беспрерывных военных реформ в 1998-м не была сокращена и превращена в уже упомянутую 31-ю ОДШБр.

Между прочим, решение о воссоздании этого соединения и именно в Ульяновске Минобороны РФ приняло еще 4 июня 2015 года. Но воплотить его в жизнь генералам все никак не удавалось. Не в последнюю очередь, похоже, задержка связана с отсутствием в достаточном количестве в отечественных арсеналах новой боевой и специальной техники, необходимой именно аэромобильным войскам.

Ведь что они, по идее, должны будут собою представлять? На днях командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Андрей Сердюков журналистам рассказал об этом так: «Соединения нового типа имеют возможность применяться в районах боевого предназначения и вести самостоятельные боевые действия в тылу противника, сочетая огонь наземного вооружения и армейской авиации. Применение подразделений на экспериментальных образцах легких специальных транспортных средств, перевозимых внутри грузовых кабин вертолетов, значительно повышает маневренные и огневые возможности техники.

С использованием вертолетов армейской авиации десантно-штурмовые подразделения могут эффективно противодействовать высокомобильным формированиям потенциального противника в различных физико-географических условиях и не зависеть от аэродромной сети. Применение армейской авиации значительно снижает вероятность поражения десанта огнем противника, повышает скорость перемещения, увеличивает дальность доставки в назначенный район».

Что из этого следует? Прежде всего, что аэромобильным частям и подразделениям необходима именно легкая боевая техника, которую легко оперативно перебрасывать в район боевых действий вертолетами. Такая, как, к примеру, бронеавтомобили ГАЗ-2330 «Тигр-М» с очень высокой - шестой степенью бронезащиты и просто сумасшедшей для такого рода машин максимальной скоростью в 140 км/час. Вооружены эти шустрые «Тигры-М» боевыми модулями типа «Арбалет», включающими в себя 12,7-мм пулемет «КОРД» с боекомплектом 450 патронов, 7,62-мм пулемет ПКТМ с боекомплектом 750 патронов, 30-мм или 40-мм автоматическими гранатометами. Чтобы не бить «в белый свет, как в копеечку», вся эта стреляющая мощь оснащена лазерным дальномером.

К тому же каждый «Тигр» способен укрыть под своей броней до девяти десантников. Первые 40 таких бронеавтомобилей ВДВ получили только в конце 2017 года. Точное число «Тигров» в распоряжении «голубых беретов» на сегодняшний день неизвестно. Однако вскоре у будущих наших аэромобильных войск появятся и другие высокоэффективные средства передвижения на поле боя.

Как 19 декабря сообщили в ТАСС, речь идет о только что представленных публике российских багги «с рабочим названием МАА». Масса транспортного средства в снаряженном состоянии достигает 1,2 тонны. Максимальная скорость по асфальту 150 км/час. Первую сотню техника набирает за 8,2 секунды. На крыше багги по необходимости может размещаться крупнокалиберный пулемет, автоматический гранатомет АГС-17 или ПТРК «Корнет». Существует, по сведениям ТАСС, и «минометный» вариант» МАА.

Что еще необходимо аэромобильным войскам, чтобы успешно бить даже сильного врага в его ближнем тылу? Прежде всего – вертолеты, способные не только быстро перебросить десант с перечисленными легкими, но очень грозными боевыми машинами через линию фронта, но и эффективно поддержать его над чужой территорией с воздуха «огоньком».

Еще в 2013 году тогдашний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов так высказался об этой своей далекой тогда мечте: «Это должен был быть винтокрылый средний вертолет с мощным комплексом вооружения, способный совершать боевые броски от 10 до 70 километров, что позволит значительно повысить маневренность подразделений».

Уже тогда что-то, видимо, закипело не только в генеральских, но и в конструкторских мозгах. Поэтому, собственно, буквально только что на свет и появился Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан».

Справедливости ради: на первых порах это была не столько заслуга Министерства обороны РФ, сколько вертолетостроительного завода имени Миля. Потому что в 2017 году, основываясь на уроках войны в Сирии, именно этот завод на базе давно им освоенной серии Ми-8/17 начал работу на «Сапсаном» в инициативном порядке. Иначе говоря – на собственный страх и риск.

По замыслу милевцев, их новая машина предназначалась, главным образом, для бойцов Сил специальных операций. Для того, чтобы еще на подлете к передовой им не стать легкой жертвой вражеской ПВО, с самого начала решено было конструировать практически «летающий танк». Для этого кабину Ми-8АМТШ-ВН прикрыли титановой, а транспортное отделение с десантом – многослойной легкой арамидной броней. Забронировали также наиболее важные агрегаты вертолета.

Естественно, это серьезно утяжелило перспективный «Сапсан». Поэтому, в отличие от его базовых собратьев Ми-8, вертолет пришлось оснастить более мощным двигателем ВК-2500-03, уверенно работающим на больших высотах и в жарком климате. Под большую нагрузку усовершенствовали и несущий винт.

Впрочем, с легкими танками и боевыми машинами десанта только что родившегося «Сапсана» роднит не только броня. Он тоже может шквалом огня «задать жару» самой крепкой обороне. Только с воздуха. В самом тяжеловооруженном варианте машина несет до четырех дальнобойных ракет «Гермес-А» (дальность поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей и низкоскоростных летательных аппаратов до 15-20 километров), до восьми сверхзвуковых противотанковых «Атака-ВМ» или до двух тонн авиабомб.

Одним из типов вооружений для «Сапсана» заявлено секретное до прошлого года «изделие 305». Другими словами – испытанная год назад в Сирии новейшая дальнобойная управляемая ракета с комбинированной системой наведения, с дальностью стрельбы до 25 километров.

В проемах левой и правой дверей Ми-8АМТШ-ВН – по пулемету калибра 12,7 мм. На фермах спецподвески - еще два курсовых пулемета аналогичного калибра. Под фюзеляжем – два дополнительных люка для сверхбыстрой выброски десанта. Для защиты от переносных зенитных ракетных комплексов - станции оптико-электронного подавления Л370В35МС из обширного семейства станций радиоэлектронной борьбы «Витебск».

Ну, скажите: могло ли Минобороны равнодушно пройти мимо такой вот замечательной инициативной разработки МВЗ имени Миля? Оно и не прошло. В мае 2018 года идея срочно готовить «Сапсаны» не только для Сил специальных операций, но и для будущих наших аэромобильных войск, была одобрена оборонным ведомством. На продолжение работ было немедленно выделено 800 миллионов рублей с обязательством первые десять Ми-8АМТШ-ВН Воздушно-десантным войскам поставить в 2021 году.

Летом нынешнего года опытные образцы были представлены в Национальном центре вертолетостроения. Затем начались испытания в Центре боевой подготовки и переподготовки лётного состава армейской авиации в Торжке. На днях там состоялся, как можно понять, заключительный этап тестирования – успешная стрельба «Сапсана» управляемыми ракетами комплекса «Атака-ВМ», а также неуправляемыми реактивными снарядами и автоматическими пушками из подвесных контейнеров. И уже ничто, видимо не помешает авиастроителям из Улан-Удэ в считанные месяцы начать оснащение будущей 104-й гвардейской аэромобильной дивизии ее основным ударным оружием.

Между тем, в этом направлении в Минобороны даже в ожидании сокрушительных «Сапсанов» уже кое-что сделано. А контуры вертолетной бригады для 104-й гвардейской приобретают все более четкие очертания. Так, «голубые береты» с недавних пор начали получать модернизированные сверхтяжелые вертолеты Ми-26Т2В, способные перебрасывать на большие расстояния до 82 десантников каждый. Или серьезные грузы для них. В том числе – и бронеавтомобили «Тигр». Для той же цели военными заказаны и 15 новейших вертолетов Ми-38, вмещающие по 40 человек десанта. На внешней подвеске такие вертолеты могут дополнительно перебрасывать пушки или автомобили общим весом до пяти тонн.

Все эти новости в совокупности свидетельствуют, что формирование первой российской аэромобильной дивизии – дело ближайшей перспективы. Так наши военные продолжают делать практические выводы на будущее из своего участия в войне в Сирии. Никто ведь и не обещал, что ничего подобного Россию больше нигде не ожидает.

Из досье «СП»

Во времена «позднего» СССР прообразом аэромобильных частей советских Вооруженных сил стали отдельные десантно-штурмовые бригады, подчинявшиеся непосредственно командующим военными округами. Их задачей был так называемый «вертикальный охват» противника — высадка с вертолетов сравнительно неглубоко от линии фронта с целью дезорганизации ближнего тыла противника. Но эта идея тогда не получила организационного развития: вертолетчики и десант так и не были объединены в единую структуру. И продолжали боевую подготовку порознь. Что сильно затрудняло совместные действия даже на учениях.

Министерство обороны России после памятного вооруженного конфликта с Грузией в августе 2008 года последовательно ведет дело к формированию первого в стране аэромобильного соединения в силах быстрого реагирования. Первая в истории ВДВ России высадка аэромобильная сил с вертолетов в тыл условного противника в исследовательских целях была произведена еще в сентябре 2018 года на стратегических командно-штабных учениях «Центр-2018». Правда, в очень ограниченных масштабах — всего одна рота.

Но на завершившихся этой осенью такого же размаха учениях «Кавказ-2020» все выглядело уже куда масштабней. С нескольких десятков огромных транспортных Ми-26, транспортно-боевых Ми-8 и под прикрытием огня двух десятков ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор» был высажен усиленный батальон десантников из Ульяновска на бронеавтомобилях «Тигр». Одновременно для артиллерийской поддержки действий батальона по воздуху перебросили и батарею из четырех буксируемых 122-миллиметровых гаубиц Д-30. Для увеличения темпа высадки «голубые береты» с зависших винтокрылых машин с высоты 20−25 метров десантировались с помощью специальных спусковых устройств.

Учения получили высокую оценку военного и политического руководства страны. Тогда, очевидно, и было принято окончательное решение о скором развертывании на базе 31-й ОДШБр аэромобильной дивизии.