Ударный беспилотник «Сокол-300»: что за аналог «Байрактара» сделали на Украине (Depo, Украина)
На днях исполняющий обязанности гендиректора госконцерна Укроборонпром Игорь Фоменко заявил, что при наличии финансирования уже в 2021 году украинская армия может принять на вооружение украинский беспилотный летальный аппарат «Сокол-300», аналог турецкого ударного беспилотника Bayraktar TB2.
Собственно, презентация макета ударного БПЛА «Сокол-300» состоялась еще 6 ноября в помещении ГП «Жулянский машиностроительный завод ВИЗАР. А его разработкой в течение последних 1,5 лет занималось Конструкторское бюро «Луч».
Что собой представляет
Итак, «Сокол-300» — это ударный БПЛА оперативно-тактического уровня. Он предназначен для наблюдения, патрулирования с воздуха, проведения разведки и нанесения ударов на оперативно-тактическую глубину, в частности, на море.
Причем, в отличие от «Bayraktar TB2», у «Сокола-300» на первом месте именно разведка, а возможность нанесения «хирургических» ударов собственным вооружением является дополнительной опцией.
Главный акцент сделан на способности беспилотника обнаруживать цели при любых погодных условиях. Ведь для большинства других дронов даже обычная облачность — большая проблема, не говоря уже о дожде или тумане.
Характеристики
Беспилотник «Сокол-300» может оснащаться одним из трех двигателей МС-500В-05С/СE, АИ-450Т2 или Rotax 914. Собственно, от этого и будут зависеть тактико-технические характеристики комплекса.
В частности, максимальная взлетная масса БПЛА может колебаться от 1130 кг до 1225 кг. Крейсерская скорость — от 150 км/ч (с двигателем Rotax 914) до 335 км/ч (с двигателем МС-500В-05С/СE). Максимальная скорость — до 580 км/ч (с двигателем МС-500В-05С/СE).
При этом наибольшая продолжительность полета составляет 26 часов с двигателем Rotax 914, что делает его идеальным именно для разведывательных целей. С двигателем МС-500В-05С/СE этот показатель составляет 3 часа.
Радиус действия с радиосвязью — 150 км, благодаря ретранслятору он увеличивается вдвое — до 300 км. Максимальная дальность полета составляет от 1000 км (с двигателем МС-500В-05С/СE) до 3300 км (с двигателем Rotax 914).
В систему управления самолетом входят автопилот, бесплатформенная инерциальная навигационная система, а также система для полета по картам местности.
Масса полезной нагрузки, которую может нести «Сокол-300», составляет 300 кг. Преимущественно это разведывательное оборудование или вооружение.
Вооружение
Беспилотник оснащается комплексом управляемого противотанкового вооружения с ракетой ЖК-2П с дальностью действия до 10 км. Это новая современная украинская ракета на базе противотанкового ракетного комплекса «Барьер», который активно используется украинской армией и является одним из лучших ПТРК в мире.
Усовершенствованная ЖК-2П стала еще более надежной и устойчивой к помехам противника. При этом бронепробиваемость ЖК-2П позволяет пробивать броню любого из существующих танков в мире, не говоря о менее защищенной технике и объектах.
А при использовании ракет типа ЖК-10 эти показатели могут быть существенно увеличены. Также предусмотрено наращивание ударных возможностей комплекса «Сокол-300» с использованием новых боеприпасов, которые попадают в цель с помощью лазерного подсветителя. Но эта функция скорее опциональная, чем основная.
Разведка
«Сокол-300» может быть оснащен широким спектром радиоэлектронного оборудования. Прежде всего это гиростабилизированная оптическая станция наведения, разработанная Изюмским приборостроительным заводом. Она может выполнять функции наблюдения, разведки, а также наведение по лазерному каналу управляемой ракеты РК-2П от того же КБ «Луч». При этом гиростабилизированная оптическая станция способна выполнять свои функции и днем, и ночью.
Также он может быть оснащен новой малогабаритной бортовой радиолокационной станцией, которая размещается в передней части беспилотного аппарата. Учитывая значительную высоту патрулирования «Сокола-300», например, над акваторией Черного моря, эта РЛС может обнаруживать цели ориентировочно за сотню километров.
Кроме этого, в арсенале возможных средств полезной нагрузки — новый уникальный радар с синтезированной апертурой от компании Радионикс с шириной полосы захвата территории до 5 км и разрешением 0,3 м (позволяет различить, например, две БМП, стоящие на расстоянии 30 см друг от друга). Но самым главным является то, что этот SAR-радар позволит обеспечить БПЛА выполнение цифрового картографирования местности и ведение разведки даже через облака.
Все вышеперечисленное оборудование является типичным набором для беспилотного комплекса «Сокол-300».
Перспективы
Сейчас стоимость одного такого дрона «Сокол-300» составляет 45,6 миллиона гривен. Но если производство будет осуществляться серийно, то цена может быть снижена на 30-40 процентов.
И, судя по возможностям нового беспилотника и мирового тренда на подобные средства вооружения, можно смело утверждать, что он своих денег стоит. Ведь те же события в Нагорном Карабахе показали, что тот, кто доминирует в воздухе — и выигрывает войну.
Поэтому очевидно, что этот проект, наряду с доработкой «Нептуна» и «Ольхи» (также разработки КБ «Луч», кстати), требует приоритетной поддержки и полноценного финансирования. Ну и, как отметил и.о. гендиректора Укроборонпрома Игорь Фоменко, при наличии финансирования ВСУ смогут получить «Сокол-300» уже через год.
Что интересно, КБ «Луч» далеко не единственный представитель отечественного оборонпрома, который занялся темой ударных беспилотников. В частности, концерн Антонов разработал проект БПЛА «Горлица» оперативно-тактического уровня, а также работает над стратегическим беспилотником, способным мониторить ситуацию на всей территории России.