Forbes (США): почему новейшие китайские истребители превосходят самые современные российские боевые самолеты 

Почему истребители Китая опередили русского медведя?
Фото: © РИА Новости, Владимир Астапкович
Военная авиация находится в огромном долгу перед , уверен Forbes (). Что в наши дни изменило соотношение между китайским и российским авиационными секторами? Издание предлагает несколько версий.
Китайский сектор военной авиации находится в огромном долгу перед русским медведем, и это относится ко всему периоду с момента консолидации власти на территории континентального Китая в 1949 году. Еще в 1950 году Советский Союз предоставил Пекину весьма эффективные истребители МиГ-15, которые, в конечном счете, вынудили Военно-воздушные силы США сократить количество дневных бомбардировок вдоль реки Ялуцзян в ходе войны в .
Через некоторое время Китай начал производство у себя на территории клонов советских истребителей МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21 — это были истребители J-5, J-6 и J-7, соответственно, и их производство достигло таких масштабов, что большое количество этих машин стало поставляться на экспорт.
После развала Советского Союза в 1991 году Россия продала Китаю истребители четвертого поколения Су-27 и Су-30 («Фланкеры») — мощные самолеты со спаренными двигателями, а также с отличными характеристиками в области сверхманевренности. Авиационная корпорация Shenyang Aviation Corporation разработала три клона российского истребителя Су-27 «Фланкер» — это J-11, а также палубный вариант J-15 «Летающая акула» (Fling Shark) и ориентированный на выполнение ударных миссий J-16.
Однако, согласно докладу, опубликованному (Royal United Service Institute), старейшим исследовательским центром по военным вопросам, ученик, возможно, уже превзошел своего учителя.
Вот что пишет автор этого исследования аналитик Джастин Бронк (Justin Bronk):

«Китай, начав с позиции зависимости от российских самолетов и другой военной техники, смог создать свои собственные современные предприятия по производству самолетов, датчиков и систем вооружений, которые превосходят по своим возможностям российские… Китай увеличивает технологический отрыв от России в большинстве направлений, связанных с разработкой боевых самолетов. Более того, российская промышленность вряд ли сможет восстановить утраченные области конкурентного преимущества, а причиной этого может стать глубокие структурные, производственные и бюджетные проблемы в сравнении с ситуацией в китайском оборонном секторе».

Конечно же, Китай по-прежнему импортирует из России двухконтурные двигатели, но в то же время Пекин продолжает улучшать такие местные альтернативные варианты двигателей как WS-10B и как мощный WS-15. Однако последние по времени китайские истребители все больше оснащаются вооружением и авионикой, которые по своим характеристикам превосходят российские аналоги.
Вот те факторы, которые меняют соотношение между китайским и российским авиационными секторами:
  • Ежегодные оборонные расходы Пекина превосходят в два или в три раза военные расходы России (Россия в 2020 году потратит на оборону 70 миллиардов долларов, тогда как Китай — 190 миллиардов долларов).
  • Хорошо развитая китайская гражданская электронная промышленность может быть использована для производства продукции двойного назначения, в том числе современной авионики, что позволяет Пекину применять западные по своему стилю компьютеры, сенсоры и каналы передачи информации.
  • Желание китайских фирм копировать существующие во всем мире технологии с помощью обратного инжиниринга и промышленного шпионаже (в частности, с помощью компьютерного взлома).
  • Западные санкции в отношении России ограничивают ей доступ к компонентам, необходимым для производства высокоэффективных датчиков.
Это не означает, что в руках китайских военных находятся все преимущества. Прежде всего, следует отметить, что российская военная авиация имеет больше боевого опыта, и, кроме того, большая часть экипажей ее истребителей и бомбардировщиков на основе системы ротации приняли участие в боевых операциях в ходе гражданской войны в . Китайские военные лишь в течение последнего десятилетия начали применять более реалистичные совместные с другими видами войск варианты боевой подготовки.
Российские Воздушно-космические силы (ВКС) также имеют в своем распоряжении некоторые специальные виды самолетов, которые не имеют китайских аналогов. Среди них можно назвать истребитель-перехватчик МиГ-31, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М, а также штурмовик Су-25.
Кроме того, Россия более успешно, чем Китай, экспортирует свои истребители четвертого поколения (Китай более успешно продает тренировочные истребители, которые можно использовать и как боевые, а также беспилотники). Однако Бронк считает, что эта динамика изменится:

«По мере того как превосходство в области производства китайских систем вооружений и планера над российскими эквивалентами становится все более очевидным, страны с соответствующей политической ориентацией или с такими бюджетами, которые исключают приобретение западных самолетов, будут все больше смотреть в сторону Пекина, на не на  при планировании закупок вооружений, особенно с учетом старение старения боевых самолетов, разработанных в советское время».

В следующей части этой статьи речь пойдет о тех немногочисленных областях, в которых конструкторы китайских самолетов опережают своих российских коллег.

Более широкое использование композитных материалов

Один из приемов в области уменьшения веса при проектировании современных самолетов состоит в замене металлических компонентов на облегченные композитные материалы. В свою очередь, сокращение веса позволяет добиться значительных улучшений в области маневренности и увеличения радиуса действия.
Широкое использование композитных материалов может быть связано с увеличением расходов и повышенными требованиями в области технологий. Бронк считает, что Китай, тем не менее, занял лидирующие позиции и активно использует композитные материалы при создании истребителей J-11B, j-11D и J-16 — все они основаны на российском истребителе «Фланкер». В конечном итоге, эти истребители получили возможность установки дополнительных системы в сравнении с российским оригиналом и одновременно добиться более высокого соотношения тяги к весу (thrust-weight ratio).
Авиационная корпорация Xi осуществила дальнейшее развитие композитных технологий за счет использования изготовленных при помощи 3D-принтеров комплектующих, а также за счет использования новых вариантов использования систем компьютерного проектирования. Все эти передовые технологии используются при производстве транспортных самолетов Y-20, получившие прозвище «Пухленькая девушка» (Chubby Girl). Все эти технологии, конечно же, будут использоваться и при производстве в будущем боевых самолетов.

Радары с активной фазированной антенной решеткой

Способность обнаруживать врага и занимать выгодную позицию, одновременно лишая такой возможности противника, уже доказала решающее значение этого превосходства в воздушном бою. Вот почему более мощный радар — а также его дискретность — может оказаться более смертоносным преимуществом, чем, скажем, более высокая максимальная скорость.
На новейших российских истребителях Су-35С устанавливаются очень мощный радар «Ирбис-Э» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), который, как говорят, способен обнаруживать самолеты типа F-16 на расстоянии до 250 миль. Однако радар «Ирбис» является также очень заметным в активном состоянии радара, а это означает, что усиление его возможностей одновременно повышает уязвимость и вероятность того, что его оператор будет обнаружен первым.
Современным золотым стандартом в области сенсорных технологий является радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), который обладает большим радиусом действия, и его сложнее обнаружить; он способен производить поиск целей, не обнаруживая своего присутствия. Это является огромным преимуществом, когда речь идет о ситуационной осведомленности.
Военно-воздушные силы США и Военно-морские силы США используют на своих истребителях радары с активной фазированной антенной решеткой уже в течение почти двух десятилетий. Россия заявляет о том, что радары с активной фазированной решеткой стали, наконец, устанавливаться на малозаметный истребитель Су-57 и на МиГ-35, однако на многих произведенных Су-35С нет радара с активной фазированной антенной решеткой, и пока неясной остается состояние работ над тем радаром, который планируется устанавливать на истребитель Су-57.
Тем временем Китай устанавливает радары с активной фазированной антенной решеткой на истребители J-11B/D, J-15 и J-16 со спаренными двигателями, а также на J-10 с одним двигателем и на малозаметный истребитель J-20.
Следует иметь в виду, что Китай предоставил мало технических данных относительно своего радара АФАР, и пока нет точных данных о том, какие количество таких радаров используется на китайских самолетах в настоящее время.
Тем не менее широкое использование радаров АФАР в современных китайских истребителях означает, что они будут использовать такие же мощные сенсоры, как и самые современные западные истребители, тогда как, в лучшем случае, такие радары будут устанавливаться на лишь незначительном количестве российских истребителей.
Помимо сенсоров, исход боевых действий за пределами видимости (beyond-visual range warfare) зависит от тех ракет, которые может применить враг с более значительной дистанции, от тех ракет, которые обладают более высокой скоростью и большей устойчивостью в случае применения радиолокационных ловушек и систем электронного подавления.
В течение последнего десятилетия Китай начал поставку своим военным двух очень эффективных ракет, которые могут быть использованы в условиях боевых действий за пределами видимости. Первая ракета — это PL-2, которая по своим характеристикам приближается к американской ракете AIM120C, а также превосходит по радиусу своего действия российскую ракету Р-77.
Однако Китай также разработал ракету PL-15, которая, по имеющимся данным, имеет такой же — или даже больший — радиус действий, как и новейшая американская ракета AIM-120D, предназначенная для поражения целей за пределом видимости. Ракета PL-15 имеет также двухимпульсный двигатель, который позволяет переключиться на вторую, более смертоносную скорость при подлете к цели.
Тем временем Россия испытывает сложности с поставкой в части ракеты Р-77-1 в соответствующем количестве. Однако в распоряжение ВКС поступило небольшое количество ракет Р-33 и Р-37М с очень большим радиусом действия (больше 320 километров или 200 миль плюс), которыми оснащаются, в основном, истребители МиГ-35, прямых аналогов которых в настоящее время не имеют ни китайские, ни американские ВВС.
Российская ракета ближнего радиуса действия Р-73 с тепловой головкой самонаведения имеет, в целом, более солидную репутацию, хотя в докладе Королевского объединенного института оборонных исследований говорится о том, что они не имеют систем формирования инфракрасного изображения, которые лучше отличают самолеты от тепловых ловушек в сравнении с американскими ракетами AIM-9X и китайскими ракетами ближнего радиуса действия PL-10.

Более совершенные авиационные технологии малозаметности

Китайский истребитель Chengdu J-20, получивший также обозначение «Мощный дракон» (Mighty Dragon), хотя и уступает американскому F-22 по маневренности и по общей малозаметности, считается, в целом, первым заслуживающим доверия малозаметным истребителем пятого поколения, разработанным за пределами Соединенных Штатов.
В отличие от этого, российский истребитель Су-27 «Преступник» (или Felon по принятой на Западе кодификации), обладает впечатляющей маневренностью, однако в технологическом отношении его нельзя назвать совершенным. Так, например, первый серийный экземпляр этого истребителя разбился всего за несколько дней до официальной передачи его в действующую часть, а причиной этого стала проблема, возникшая в системе управления полетом.
В докладе Королевского объединенного института оборонных исследований упоминаются также следующие недостатки истребителя Су-57 в области технологий малозаметности:
Среди важных источников радиолокационного отражения можно назвать необычные и полностью подвижные поверхности корневого наплыва крыла и силовых приводов, конструкцию фонаря кабины пилота, напорные воздухозаборники у основания наклонных вертикальных стабилизаторов, инфракрасный поисково-следящий сенсор перед фонарем кабины пилота, а также лишь частично закрытые выхлопные отверстия турбин реактивных двигателей… Эти особенности, вероятнее всего, являются результатом сравнительно малого опыта России в конструировании и производстве малозаметных самолетов вкупе с бюджетными ограничениями. Перечисленные причины, а также существующие производственные допуски и проблемы контроля качества означают, что эффективная поверхность рассеивания у Су-57 будет, по крайней мере, на порядок больше, чем у F-35 и на несколько порядков больше, чем у F-22.
Истребитель Су-57, все же, имеет некоторые хорошие качества, и его сложнее обнаружить, чем его предшественников, однако в этом докладе подчеркивается, что он «не является прямым конкурентом американскому F-22 (или китайскому J-20) в качестве малозаметной машины, предназначенной для завоевания превосходства в воздухе».
Просто Пекин, на самом деле, потратил значительно больше денег на разработку, усовершенствование и производство истребителей J-20. Опубликованные фотографии показывают, что J-20 с годами прошел через многочисленные циклы модернизации, связанные с улучшением двигателей и стелс-технологий.
Кроме того, Корпорация Shenyang Aircraft Corporation самостоятельно разработала еще один малозаметный истребитель под обозначением FC-31 или J-31 Gyrefalcon «Большой сокол», который напоминает американский F-35. Пока неясно, примут ли китайские военные этот истребитель на вооружение, хотя хотят служи относительно того, что он может быть предназначен для растущего парка китайской палубной авиации.
Современные военный действия воздух-земля все больше строятся на том, что сбрасывание большого количества бомб на целевую зону является менее эффективным методом, чем всего один или два снаряда, которые попадают точно в цель. Однако переход от ограниченного к широкомасштабному применению высокоточного управляемого оружия связан с колоссальными вызовами.
Россия разработала множество вариантов высокоточного управляемого оружия, однако его запасы ограничены, и поэтому на практике российские ВКС, в основном, полагаются на неуправляемые бомбы и ракеты при нанесении ударов по целям в Сирии. Составной частью этой проблемы является также ограниченная точность российской спутниковой системы ГЛОНАСС, которая используется для расчета сброса бомб, а также неспособность большинства российских боевых самолетов (за исключением таких специализированных ударных самолетов как Су-24, Су-25 и Су-34) устанавливать на своем борту системы целеуказания для нанесения высокоточных ударов воздух-поверхность.
Это заставляет российских пилотов прибегать к более сложному и менее точному методу, они используют все системы самолета для подсвечивания цели, полагаются на расположенные на подвеске крыла системы наведения или используют боеприпасы, управляемые по телевизионному каналу оператором в таких двухместных истребителях как Су-30 или Су-34.
В отличие от этого, система наведения или органическая электронно-оптическая система целеуказания, по имеющимся данным, устанавливаются на новейшие китайские истребители, включая J-10, J-16, и малозаметный истребитель J-20. Кроме того, Китай разрабатывает и экспортирует целый ряд высокоточных ракет и бомб для размещения их на боевых дронах.

Более совершенные возможности беспилотников

При всем внимании к сравнению высокоэффективных истребителей не следует забывать о том, что беспилотные системы в 21 веке все больше готовятся к тому, чтобы заменить пилотируемые боевые самолеты. Некоторые из этих воздушных воинов будущего могут быть такими же совершенными и дорогостоящими, как малозаметные истребители, однако большинство из них будут значительно более дешевыми и будут обладать меньшим набором возможностей, однако их использование будет связано со значительно меньшим риском из-за того, что они воспринимаются как относительно расходные аппараты.
В течение последних двух десятилетий Китай разработал широкий спектр как разведывательных, так и ударных дронов, начиная с относительно небольших и дешевых CH-2 и Wing Loong (они активно поставляются на экспорт), до оснащенных реактивным двигателем дронов «Тень облака» (Cloud Shadow), высотных и способные длительное время оставаться в воздухе (HALE) дронов «Божественный орел» (Divine Eagle), а также сверхзвукового разведывательного беспилотника WZ-8.
Между тем, Россия не имеет на вооружении ударные беспилотники и не экспортирует их, хотя было объявлено о начале поставок в части в 2021 году неназванных ударных БПЛА. Следует признать, что российские сухопутные силы, на самом деле, имеют в своем распоряжении целый ряд тактических разведывательных беспилотников, включая «Орлан-10», которые доказали свою эффективность в небе над Украиной и над Сирией. Кроме того, разрабатывает передовой малозаметный ударный беспилотник Су-70 «Охотник-Б».
Хотя программа по созданию в России беспилотников может, в конечном итоге, оказаться весьма плодотворной, продолжает вызывать удивление тот факт, что Китай, Израиль и Турция сегодня используют сами и экспортируют самые разные боевые дроны, тогда как у российских военных аналогов такого оружия еще нет.
Видео дня. Ларисе Долиной удалось помолодеть на 30 лет
Комментарии 24
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Видео
Больше видео