Винтокрылый алюминий. Летные и технические характеристики Ми-38
Фото: «Вертолеты России» Многоцелевой вертолет Ми-38 благодаря использованным техническим решениям превосходит другие машины своего класса по грузоподъемности, вместимости и основным летно-техническим характеристикам. И хотя Ми-38 относится к классу тяжелых вертолетов, на 70-80% он сделан из легкого и прочного алюминия, сообщает Алюминиевая Ассоциация. До 80% элементов конструкции Ми-38 выполнены из алюминия Недавно на выставке HeliRussia-2020 вертолет был представлен в VIP-исполнении с салоном на 12 персон. Многоцелевой вертолет в пассажирском варианте может перевезти до 30 пассажиров. А также грузы по 5 тонн в грузовой кабине и на внешней подвеске. Ми-38 может использоваться в качестве поисковоспасательного вертолета и летающего госпиталя и для полетов над водными пространствами. При этом вертолет готов работать в широком диапазоне климатических условий – от тропиков до Крайнего Севера. Вертолет имеет множество инноваций, примененных в конструкции этой модели, аварийно-стойкая топливная система, и новая схема противообледенительных элементов в виде металлизированной ткани. Это первый вертолет, который создан в соответствии с международными требованиями к безопасности полетов. От носа до хвоста «Вес машины в базовой комплектации 9,8 тонн. Из этого объема примерно 70-80% - алюминий. Весь фюзеляж, а это уже 3,5 тонны» - говорит о своем детище Максим Андреев, главный конструктор. В целом, Максим Валерьевич считает, что в Ми-38, занявшем пустовавшую нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26, всего около 6,5 тонн «крылатого» металла. Алюминий используется в конструкции данной машины практически повсеместно. Возьмем трехслойную бортовую панель «38-го». Внешний и внутренний слои тут из алюминиевого сплава АМГ, и сотовый заполнитель – тоже алюминий. А еще хвостовая балка, рампа, створки, капот, носовая часть (кроме обтекателя, который из композита для радиопрозрачности) – все целиком алюминиевое. Помимо обшивки из «крылатого» металла сделаны основные силовые элементы, шасси и несущие конструкции «второго этажа» – промежуточный и хвостовой редукторы. 3,5 тонны - вес алюминиевого фюзеляжа Ми-38 Другие материалы в конструкции машины, конечно, тоже есть, но их сравнительно немного. Авиационная сталь частично применена в силовых элементах, титан – в стойках, креплениях и некоторых узлах, композиты – в лопастях несущего и хвостового винтов, а также в гребнях в задней части фюзеляжа, чтобы вертолет на больших скоростях не «мел хвостом». И все-таки, именно алюминий в вертолетостроении – базовый металл, особенно применительно к большим машинам. Из Астрахани в Архангельск Ми-38 – машина всепогодная. Чтобы проверить ее возможности в критических условиях, команда разработчиков летала в город Мирный. В Якутии вертолет выхолаживали и вымораживали при –45. В Астрахань испытатели отправлялись за экстремально высокой температурой – там градусник термометра поднимался до +45. А из Нальчика Ми-38 совершал высокогорные полеты. Впереди у вертолета испытания противообледенительной системы в естественных условиях – на полигоне под Архангельском. Кстати, расстояние в 2075 км от расположенной в Прикаспии Астрахани до находящегося в устье Северной Двины Архангельска Ми-38 преодолеет с одной дозаправкой – дальность его полета с дополнительными топливными баками и грузом 2700 кг составляет 1200 км. «Композиты хороши для маленького вертолета, потому что там нет несущих поверхностей. А большие, крупногабаритные вертолеты сейчас делаются из алюминия. Главные для нас свойства алюминия – это сочетание небольшого веса, прочностных и ресурсных показателей, стойкость к внешним воздействиям»- отметил Максим Андреев, главный конструктор Ми-38 Сделано в России Как уже было сказано, вертолет этот многофункциональный. В базе он транспортник, но при необходимости грузовую кабину можно заменить на обшитый кожей и дорогим деревом VIP-салон или на салон эконом-класса. Сейчас на Казанском вертолетном заводе проходит испытания так называемый конвертор – это машина, которую можно переоборудовать в ходе эксплуатации из пассажирской в грузовую и наоборот. Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» способен выпускать в год не менее 12 Ми-38. Примерно 85% комплектующих в этой винтокрылой машине – российского производства: от газотурбинных двигателей ТВ7-117В до новой системы сигнализации об обледенении «Квант». При этом среди используемых в конструкции вертолета деталей российский алюминий в процентном отношении занимает главенствующее положение. Летные и технические характеристики Ми-38 Макс. скорость .......................300 км/ч Крейсерская скорость .................250 км/час Макс. дальность полета ...............880 км Дальность полета с грузом массой ......................5 000 кг 420 км Практический потолок .................5 900 м Вместимость Экипаж вертолета .....................2 Пассажиры (эконом класс) ...........до 30 VIP-салон .........................до 12 пассажиров Массовые характеристики Макс. взлетная масса ...............15 600 кг Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине ...................5000 кг Макс. полезная нагрузка на внешней грузовой подвеске ............5000 кг Силовая установка Двигатели Газотурбинные... 2хТВ7-117В (ОАО «Климов») Мощность во взлетном режиме ..................2 800 л.с. Мощность в чрезвычайном режиме ...............3 850 л.с Целью создания Алюминиевой Ассоциации является стимулирование развития смежных алюмопотребляющих отраслей российской промышленности, в том числе авиа- и автомобилестроения, судостроения, вагоностроения, энергетического и нефтегазового секторов, строительства.