За что американский спецназ полюбил трофейный пулемет Дегтярева во время войны во Вьетнаме
Есть популярный мем, связанный с историей вьетнамской войны, – «бросали, подбирали». Это о том, что солдаты США при всякой возможности выбрасывали свои «ненадежные винтовки М16» и брали вместо них советские автоматы Калашникова. Миф, конечно. Рядовой солдат не выбирает, с чем ему воевать, – что дали, из того и стреляй!
Другое дело бойцы спецподразделений – их тонкая работа часто требует особенных инструментов. Американские спецназовцы действительно могли ходить в рейды с оружием советского производства. Особо ценился у них… нет, не автомат Калашникова, а обрез ручного пулемета РПД-44. Оказалось, этот «девайс» прекрасно подходит для перестрелок в джунглях.
Оружейная барахолка
«Зеленые береты», и особенно Navy SEALs («морские котики» – бойцы Корпуса морской пехоты), использовали в той войне буквально всё, что можно было найти, и свое, и чужое. А находилось многое, ведь Вьетнам 60–70-х годов представлял собой «барахолку», куда стекалось оружие разных стран и эпох.
Здесь были советские ППШ-41 и их местные модификации; мощные ДШК, карабины СКС, автоматы Калашникова, пулеметы ДП-27 и РПД-44 производства СССР и Китая. Американцы завезли в Индокитай самозарядные карабины М1 и автоматические винтовки М14, винтажные «ручные пулеметы» Браунинга BAR М1918 и новейшие М16, пистолеты-пулеметы М3 и т. д. Со времен японских оккупантов и французских колонизаторов остались «магазинки» «Арисака» и MAS 36, а также пистолеты-пулеметы MAS 38. В качестве братской помощи правительство Мао Цзэдуна поставляло войскам Хо Ши Мина даже раритетные MG 08 – немецкий вариант пулемета максим времен Первой мировой на тяжелых салазках.
Трофейные РПД и АК у солдат армии США. Вьетнам, 1969 год Vostock Photo Archive
Больше всего американских морпехов интересовали компактные машинки, способные эффективно работать очередями. Ибо в джунглях часто возникали ситуации, когда требовалось мгновенно открыть шквальный огонь на дистанции в несколько десятков метров. Для этих целей неплохо подходили «Масленки» (Greas-gun), как прозвали пистолеты-пулеметы М3. Весьма ценились шведские ПП М/45 «Карл-Густав». В 1967-м, после того как шведы ввели эмбарго на поставки оружия в США, компания Smith&Wesson быстро наладила производство доработанных клонов «Карла» под обозначением М76.
Трофейные советские РПД-44 тоже хорошо вписывались в концепцию маневренного ближнего боя. Умельцы из армейских мастерских укорачивали пулеметный ствол, и получался вполне изящный аппарат, чуть длиннее АКМ, но с куда большей огневой мощью. Промежуточный боеприпас 7,62х39 позволял вести эффективный автоогонь с рук, короб с лентой на 100 патронов обеспечивал шквал свинца в сторону вьетнамских бойцов, а восьмиграммовая пуля хорошо проходила сквозь заросли и легкие препятствия. И бонус – во время рейдов в тыл неприятеля можно пополнять боезапас за его счет.
Обрез РПД-44 у американского солдата, Вьетнам, 1969 год Обрез РПД-44 в руках у американского солдата, Вьетнам, 1969 год
Студенты делали…
Интересно, что судьба РПД складывалась очень непросто – до сих пор часть экспертов считает его недооцененным, другие говорят, что боевые качества этого оружия преувеличены.
Первый образец ручного пулемета под только что созданный промежуточный патрон Василий Дегтярев представил в 1944-м. Система оказалась сырой, ненадежной, давала много задержек. Больше всего испытатели жаловались на быстрое засорение газоотвода и частые недосылы патрона. После серии доработок, в июне 1945 года, Главное артиллерийское управление все же допустило пулемет к войсковым испытаниям, но они завершились полным провалом. Новый цикл доработок растянулся почти на четыре года.
В 1948-м пулемет Дегтярева начал поступать в войска, однако ряд болячек конструкторы до конца так и не вылечили. Поэтому военные смотрели на РПД как на временное решение: пусть будет, пока не появится что-то получше. В то же время сама концепция легкого ленточного пулемета под промежуточный патрон для своего времени была прорывной. В НАТО нечто подобное появится только в 1975 году, и этим «нечто» станет знаменитый FN Minimi.
А в начале 60-х данная ниша в американской армии практически пустовала. Громоздкие М14 и BAR с их мощными винтовочными патронами отпали сразу – прицельная стрельба очередями с рук из них была невозможна. Новая М16 хорошо стреляла очередями, но имела магазины лишь на 20 патронов. Вдобавок эти магазины не отличались надежностью.
Помните, как в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика и в «Апокалипсисе сегодня» Фрэнсиса Копполы солдаты, прежде чем присоединить «магаз» к винтовке, стучат им по каске? Это не режиссерская находка, а реальный лайфхак – так делали, чтобы выровнять патроны и избежать неподачи.
Виной всему человеческий фактор: из-за разногласий с компанией Colt создатель AR15/М16 Юджин Стоунер не участвовал в окончательной доработке оружия. В частности, конструирование магазинов было поручено совсем молодым инженерам, вчерашним студентам. А работа эта очень ответственная. Студенты старались, как могли, но получилось не очень. Вернее, очень плохо. Изначально предполагалось, что магазин будет вмещать 30 патронов, а вышло 20. Сама конструкция оказалась хлипкой, подача ненадежной, а при ударах и тряске боеприпасы могло еще и перекосить. Поэтому пользователям М16 рекомендовалось не набивать магазин до отказа, а перед использованием постучать им обо что-нибудь твердое.
Лучше уж кондовый, но вполне надежный РПД с сотней патронов в ленте…
А Стоунер знал!
Был еще у американцев свой единый пулемет М60. Его тоже пытались укорачивать и приспосабливать для стрельбы с рук. Но выходило так себе. Во-первых, М60 использовал мощные винтовочные патроны, во-вторых, он не имел пристегивающегося короба под ленту с патронами. А значит, стрелять с рук из него можно было только в стиле Сильвестра Сталлоне – в одной руке пулемет, в другой лента. Попробуйте!
Достойную конкуренцию советскому РПД-44 мог составить только комплекс Stoner 63 – еще одна революционная разработка Юджина Стоунера, которая так и не пошла в серию. В 1963 году конструктор М16 спроектировал первый (а по сути, единственный) в мире образец оружия-трансформера с набором сменных стволов, блоков ударно-спусковых механизмов и блоков питания. Благодаря этому Stoner 63 мог превращаться в штурмовую винтовку калибра 5,56 НАТО, в компактный карабин и даже в пулемет с ленточным питанием. Для этого ствольная коробка комплекса переворачивалась вверх ногами и вместо приемника магазина к ней сверху крепился блок лентопротяжного магазина. Естественно, переставлялась пистолетная рукоятка, приклад, и менялся УСМ.
Но военное ведомство США только-только приняло на вооружение М16 и не готово было к новым экспериментам. Тем не менее было закуплено до 4 тысяч «Стоунеров», а в конце 60-х некоторое количество пулеметов поступило на вооружение морпехов во Вьетнаме. Отзывы были противоречивые: с одной стороны, оружие прекрасно подходило для выполнения боевых задач, с другой – оказалось очень требовательным к уходу и обслуживанию.
Как бы то ни было, но опыт войны показал, что идея легкого пулемета под автоматный патрон верна. Через несколько лет после вьетнамской кампании в западных армиях появился упомянутый Minimi – легкий пулемет с комбинированным питанием. СССР решил не идти на поводу у империалистов и ограничился использованием «эрзац-пулеметов» – РПК и РПК-74.
Но в XXI веке западная мода дошла и до нас – в рамках конкурса на «штурмовой пулемет», объявленного МВД в 2016 году, ковровский Завод имени В.А. Дегтярева (ОАО «ЗиД») спроектировал пулемет «Корд-5,45» с комбинированным питанием – лента плюс магазин. А минувшим летом концерн «Калашников» представил перспективный пулемет под индексом РПЛ-20.