«Роствертол»: от самолетов к винтокрылым машинам

Сегодня ростовский «Роствертол» – один из лидеров отечественной вертолетной промышленности. Однако 1 июля 1939 года его история началась с производства не вертолетов, а самолетов. Здесь даже выпускался знаменитый «небесный тихоход» По-2. Но уже в 1956-ом было определено новое направление предприятия – производство винтокрылых машин. Так появились легендарные вертолеты: первенец Ми-1 и трудяга Ми-6, боевые Ми-24 и Ми-35М, «тяжеловес» Ми-26 и ударный Ми-28Н «Ночной охотник». История завода и его машины – в нашем материале. От винта: как завод перестроился на выпуск вертолетов История завода началась в городе Рязани – 1 июля 1939 года здесь на базе деревообрабатывающего комбината появился завод №168. Новое предприятие вошло в подчинение Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, и должно было внести свою лепту в развитие советского авиастроения. Ключевая задача для отечественного авиапрома в те годы – организация производства деревянных деталей для самолетов. Новый завод занялся выпуском винтов для воздушных судов, а самым первым изделием стал цельнодеревянный винт самолета По-2. С началом войны номенклатура выпускаемой продукции увеличилась. Здесь стали производить крылья для истребителей МиГ-3, а затем и целые самолеты – десантные планеры КЦ-20. В военные годы завод дважды меняет свой адрес. В октябре 1941 года предприятие эвакуировано в Волжск, где вместо планеров КЦ-20 был налажен выпуск самолетов Ут-2М. Это самая популярная «летающая парта» тех лет – практически все советские летчики учились летать на Ут-2М. Всего на заводе было выпущено около 1140 экземпляров этого самолета. Цех окончательной сборки самолета Ут-2М, 1944 год. Фото: «Роствертол» В октябре 1944 года завод №168 переехал из Волжска в Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода №87. После войны заводу поручили выпускать самолет По-2, а в 1949 году предприятие приступило к созданию десантных планеров Як-14. В начале 1950-х на смену деревянным самолетам пришла цельнометаллическая авиатехника. В 1952 году начался выпуск штурмовиков Ил-10, а спустя два года налажено производство турбореактивных Ил-40 – наследника знаменитого Ил-2. Самолет был новым словом в авиации и имел неплохие перспективы. Были построены пять экземпляров, в разной степени готовности находились еще 10 машин. Но началась военная реформа Хрущева. В результате в 1956 году все работы по Ил-40 прекратились, а вскоре вышла директива о ликвидации штурмовой авиации. Непростые времена наступили для ростовского авиазавода. В то время предприятием руководил Дмитрий Чумаченко. Будучи убежденным авиационщиком, он не мог смириться с идеями сделать завод филиалом «Россельмаша». Дмитрий Михайлович пытался найти авиационные заказы для завода – постоянно ездил в Москву, обращался в соответствующие министерства и ведомства. В одной из таких командировок его познакомили с Михаилом Леонтьевичем Милем, который с 1930-х годов разрабатывал винтокрылые летательные аппараты. Именно эта встреча определила дальнейшую судьбу ростовского авиазавода. Лопастной цех Ростовского вертолетного завода. Фото: «Роствертол» Михаил Миль приехал лично на завод, ознакомился с его возможностями и специалистами. Было решено – ростовский завод может и должен выпускать вертолеты. Так, в 1956 году в Ростове-на-Дону начинается производство нового типа летательных аппаратов – вертолетов. Первой винтокрылой машиной, произведенной здесь, стал Ми-1. Кстати, это и первый серийный вертолет в СССР. Ми-6 и Ми-10: первые «тяжеловесы» В июне 1957 года в небо поднялся первый «транспортник» Миля – Ми-6. Вскоре весь мир понял, что речь идет о настоящем «тяжеловесе». В то время как американская компания Sikorsky только обсуждала создание таких грузоподъемных машин, советский Ми-6 уже установил свой первый рекорд, подняв груз в 12 тыс. кг на высоту 2432 м. Первый полет тяжелого многоцелевого вертолета Ми-6 Серийный выпуск транспортно-десантного вертолета Ми-6 начался на ростовском заводе в 1959 году и длился более двух десятилетий. За эти годы Ми-6 отлично потрудился на благо страны: участвовал в возведении мостов, транспортировке буровых вышек и в других строительных и монтажных работах. В 1964 году ростовский завод начал выпуск нового «тяжеловеса» – Ми-10. Основным отличием от Ми-6 стал способ размещения груза: этот вертолет был оснащен высоким шасси, между стойками которого размещена грузовая платформа. Таким образом он мог перевезти груз больших размеров и весом до 15 т. Это могли быть различные контейнеры-модули, например, грузовой, пассажирский, санитарный. В 1974 году была создана «коротконогая» версия Ми-10К («Кран»), которая на протяжении многих лет применялась при строительстве, выполняя сложные монтажные работы. Ударный Ми-24 и его приемник Ми-35М Ми-24, знаменитый «Крокодил», стал первым отечественным вертолетом, созданным специально для боевых действий. В 1960-е годы пришли к выводу, что сухопутные войска для своего развития нуждаются в транспортно-военных вертолетах, которые могут не только перевести на большие расстояния целые подразделения, но и оказать сильный отпор, благодаря мощному пушечно-пулеметному и ракетному вооружению. Фото: Игорь Двуренков / wikimedia.org Специалистами КБ Миля под руководством самого Михаила Леонтьевича новый вертолет был разработан в чрезвычайно сжатые сроки. Впервые в воздух Ми-24 поднялся уже в 1969 году, а с 1971 серийное производство машины было налажено на «Роствертоле». С 1985 года начался выпуск модификации Ми-24Д, а чуть позже в производство поступил Ми-24В с более мощным комплексом вооружения. Позднее на основе этой машины был сконструирован многоцелевой ударный вертолет Ми-35М. Выпуск данной машины начался в 2005 году и сейчас это один из основных продуктов «Роствертола». Ми-35М выделяется своим укороченным крылом и Х-образным рулевым винтом, а также неубирающимся шасси. Машина поставляется как в Российскую армию, так и на экспорт. Гигант Ми-26 и его современный собрат Ми-26Т2В В январе 1985 года на «Роствертоле» началось серийное производство Ми-26Т, созданного на базе военно-транспортного вертолета Ми-26, который с 1977 года также выпускается на ростовском заводе. Транспортник Ми-26Т отличается, прежде всего, навигационным оборудованием, и конечно, он лишен установок для стрелкового оружия. Для работы с грузами на внешней подвеске установлено обновленное оборудование. Вес полезного груза можно определить даже на режиме висения – это могут сделать точные электронные весы. Масса груза может доходить до 20 тонн. Ми-26Т с 1986 года активно работает в «Аэрофлоте». На счету этого вертолета и ряд нестандартных операций. К примеру, в том же 1986 году вертолеты Ми-26Т помогали с ликвидацией последствий аварии в Чернобыле. В 1999 году этот вертолет помог перевезти 20-тонную глыбу льда с погибшим тысячи лет назад мамонтом. В начале 2000-х российский Ми-26Т транспортировал 11-тонные американские вертолеты Boeing, потерпевшие аварии. Сейчас «Роствертол» готовится к серийному выпуску новой версии вертолета – Ми-26Т2В. Государственные испытания машины начались в прошлом декабре и продлятся до конца этого года. Модернизация предоставит Ми-26Т2В новые возможности. Вертолет может летать в любом регионе, не боится сложных климатических условий и явно недружелюбной атмосферы – может работать в условиях огневого и информационного противодействия противника. Ми-26Т2В применим на трассах любой оснащенности и даже над безориентирной местностью. Ми-28НМ: «Ночной охотник» продолжает совершенствоваться В 1982 году впервые взлетел «воздушный танк» Ми-28, а спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник». «Ночной охотник» продолжает совершенствоваться и на смену Ми-28Н приходят обновленные с учетом боевого опыта в Сирии машины Ми-28НМ. За свои высокие летные характеристики и надежность новый вертолет получил от пилотов уважительное прозвище «Николай Михайлович». Фото: Анна Зверева / wikimedia.org По сравнению с базовой моделью увеличилась крейсерская скорость, дальность поражения цели, расширился состав вооружения. Помимо этого, «Николай Михайлович» получил новый двигатель, бортовое оборудование с новой прицельно-поисковой системой и возможностью взаимодействия с беспилотниками. Еще одно важное дополнение – в кабине штурмана установлен второй комплект управления. Неудивительно, что еще в прошлом году Минобороны заключило контракт с «Вертолетами России» на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ. Именно модернизованный «Ночной охотник» станет основным продуктом «Роствертола» на ближайшие годы.

«Роствертол»: от самолетов к винтокрылым машинам
© Ростех