Ещё
Белоруссия в огне. Главное

В космическую систему «Купол» включили четвертый спутник

Космическая «Тундра» накрыла Россию «Куполом»
Фото: Газета.Ru
создала базовую группировку спутников предупреждения о ракетном нападении. Входящие в ее состав космические аппараты СПРН способны обнаруживать старт баллистических ракет вероятного противника, экстраполировать траектории их полета, и в автоматическом режиме определять районы падения боевых блоков МБР.
Россия создала из четырех спутников типа «Тундра» базовый космический сегмент системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), который позволяет непрерывно контролировать позиционные районы межконтинентальных баллистических ракет на территории на предмет запусков МБР. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Запуском 22 мая с космодрома четвертого космического аппарата типа «Тундра» единая космическая система (ЕКС) «Купол» доведена до минимального штатного состава», — рассказал собеседник агентства, добавив, что аппараты выполняют задачу в полном объеме на рабочих орбитах.

По его словам, «Купол» позволяет отслеживать любые пуски баллистических ракет и ракет космического назначения с территории Соединенных Штатов.
Новая космическая система предупреждения «Купол» должна стать основой космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении, позволив существенно снизить время обнаружения пусков баллистических ракет и значительно повысить оперативность и достоверность информации о ракетных угрозах.
Космические аппараты «Тундра» (изделие 14Ф142) заменили спутники системы «Око-1» (УС-КМО, унифицированная система контроля морей и океанов), которые были способны засечь только факел стартующей баллистической ракеты. А определение траекторий полета и районов падения боевых блоков ложилось уже на наземный эшелон СПРН (отдельные радиотехнические узлы, оснащенные РЛС «Днепр» и «Дарьял»).
Использование такой системы значительно увеличивало время, необходимое для выдачи высшему военно-политическому руководству страны сигнала «Ракетная атака».
Теперь система «Тундра» сама определяет параметры траектории полета межконтинентальных баллистических ракет, время и место падения боевых блоков МБР.
Кроме того, «Тундра» будет обнаруживать пуски и выстраивать траектории не только МБР, но баллистических ракет подводных лодок БРПЛ. На спутниках установлена система боевого управления, то есть через космические аппараты можно отдавать сигнал о нанесении ответного удара.
14Ф142 «Тундра» разработан центральным научно-исследовательским институтом «Комета» и . , специализируясь на создании комплекса противокосмической обороны, занималась разработкой функциональных систем спутника.
Ранее «Кометой» были созданы системы раннего обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет первого и второго поколения, а также космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Око». В создании «Отсека А» и «Отсека Б» (оба составляют «модуль целевой аппаратуры» КА «Тундра») приняло непосредственное участие . Платформа спутника создана в РКК «Энергия».

«Создание Единой космической системы позволит существенно снизить время обнаружения стартов баллистических ракет, а также значительно повысить достоверность и оперативность доведения информации о ракетных угрозах руководству страны, на пункты управления государством и Вооруженными силами», — заявил в декабре 2019 года начальник генерал армии на брифинге для иностранных военных атташе.

По словам военачальника, ЕКС способна обнаруживать старты не только межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, но и пуски баллистических ракет средней и меньшей дальности, а также запуски ракет-носителей.
В состав ЕКС входят космические аппараты нового поколения на высокоэллиптических и геостационарной орбитах, ракетно-космические комплексы для их запуска, модернизированные командные пункты, обеспечивающие управление орбитальной группировкой и средствами системы, прием и обработку специнформации в автоматическом режиме.
Валерий Герасимов сообщил, что успешно проведены натурные работы по обнаружению 64 стартов баллистических ракет (в том числе 35 иностранных) и 136 запусков ракет-носителей (из них 97 иностранных).
ЕКС поставлена на опытно-боевое дежурство и уже сегодня контролирует ракетоопасные районы стартов баллистических ракет на территории зарубежных государств и в акваториях Мирового океана.
В режиме реального времени обеспечено круглосуточное доведение информации руководству страны и на пункты управления государством и Вооруженными силами.
Первые три космических аппарата «Тундра» были запущены в 2015 («Космос-2510»), 2017 («Космос-2518» и 2019 («Космос-2541») годах. К 2022 году в новую космическую группировку предупреждения о ракетном нападении «Купол» должно входить 9 спутников.
Система «Око-1» прекратила функционирование в 2014 году. Всего было запущено 8 аппаратов УС-КМО, первый из которых стартовал 14 февраля 1991 года. Запуск последнего аппарата УС-КМО состоялся 30 марта 2012 года.
В апреле 2014 года лишилось последнего спутника системы «Око-1», отработавшего из-за возникших неполадок только два года вместо планируемых пяти-семи.
Остававшиеся на орбите два 73Д6 могли работать лишь по несколько часов в сутки. К началу января 2015 года из строя вышли и они.

«Основной задачей Системы предупреждения о ракетном нападении является обнаружение с высокой достоверностью ракетного нападения на Российскую Федерацию и государства СНГ и выдача на командные пункты предупреждения о старте баллистических ракет, ракетном нападении, информации о государстве-агрессоре, атакуемых районах, времени до прибытия боевых блоков баллистических ракет и масштабе ракетного удара с характеристиками, достаточными для принятия решений высшими звеньями управления государства и Вооруженных Сил РФ», — пояснил «Газете.Ru» экс заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант .

По словам военачальника, в число основных информационных средств системы предупреждения о ракетном нападении входят как средства космического эшелона (специализированные искусственные спутники Земли), так и наземные средства надгоризонтной локации — сеть радиолокационных станций высокой заводской готовности «Воронеж», «Воронеж-ДМ» и «Дарьял», которые обнаруживают баллистические ракеты в полете на дальности до 6000 километров.
По своим характеристикам Единая космическая система, являющаяся первым эшелоном российской СПРН, не уступает американской космической системе СБИРС, а по решению задач доведения команд управления будет уникальной, считает генерал армии Валерий Герасимов.
Видео дня. После развода Муциниеце получает один удар за другим