«Вечные двигатели» и их создатели. Сергей Изотов

102 года назад родился Сергей Петрович Изотов – выдающийся советский конструктор авиационных двигателей, ученик В.Я. Климова. Под его руководством завод имени Климова (сегодня «ОДК-Климов» Госкорпорации Ростех) создавал газотурбинные двигатели для самой разнообразной техники. Многие из них были первыми и лучшими в своем классе. Сергей Петрович принадлежал к яркой плеяде отечественных конструкторов, прошедших испытание военными годами. Управленческий дар Изотова помог вывести вверенное ему предприятие в лидеры советского двигателестроения. Закаленный войной Сергей Изотов родился 30 июня 1917 года в семье железнодорожника и учительницы на станции Синельниково Екатеринославской губернии. В 1932 году он окончил школу-семилетку, через три года сдал экзамены в Запорожский институт сельскохозяйственного машиностроения, а в 1937 году перевелся на автомеханический факультет Ленинградского политехнического института. В вузе Изотов отличился высокой успеваемостью, получал сталинскую стипендию. С отличием окончив институт в 1941 году, Изотов получает распределение на только что созданный в Ленинграде завод №451. Уже оттуда он по командировке отправляется в Рыбинск на завод №26, где запускалось производство моторов М-105, разработанных в ОКБ Климова. С началом войны завод эвакуируется в Уфу, где объединяется с другими вывезенными предприятиями в моторостроительный завод №26. В эвакуации у Сергея Петровича рождаются сын и дочь. В тяжелейших условиях идет разработка и выпуск авиамоторов для фронта, ежедневно выпускалось до 50 двигателей. Изотову было поручено вести одну из модификаций поршневого авиамотора М-105. Уже тогда начальство отметило молодого инициативного конструктора. Кроме разработки М-105, в военные годы Сергей Изотов принимает участие в создании климовских двигателей ВК-106, ВК-107, ВК-108, ВК-109 и первого реактивного РД-10. На этих двигателях советские истребители и бомбардировщики отвоевывали победу у захватчиков. Одномоторный самолёт-истребитель Як-1 с двигателем М-105 Возвращение в Ленинград Только в 1946 году Сергей Изотов возвращается из эвакуации в Ленинград по приглашению Владимира Яковлевича Климова и занимает должность его заместителя в новом ОКБ по созданию поршневых и воздушных реактивных двигателей, которое через год станет опытным машиностроительным заводом №117. Начинается новая глава в жизни Сергея Петровича. На этапе становления опытного завода главный конструктор Климов занимался в основном организационной работой, а на Изотове лежала вся текущая деятельность, связанная с производством, ведением проектов, испытаниями и ликвидацией дефектов. С 1946 по 1949 годы Сергей Изотов руководит разработкой двигателей РД-45, РД-500 и линейки двигателей ВК, в том числе первого серийного турбореактивного двигателя ВК-1. В эти годы завод №117 обеспечивает моторами практически всю военную авиацию Советского Союза. За работу над ВК-1 Изотов был в числе получивших сталинскую премию. Бригада сборщиков цеха № 6 завода № 117 с опытной партией ГТД-350, 1962 г. В 1950-1955 годах Сергей Петрович принимает участие в разработке авиационных турбореактивных двигателей ВК-1Ф, ВК-5, ВК-5Ф, турбовинтового двигателя ВК-2 для самолетов А. Н. Туполева и С. В. Ильюшина. Вторая половина 1950-х годов для ОКБ Климова стала неоднозначной: с одной стороны, были созданы передовые авиадвигатели мирового уровня (ВК-3, ВК-13), с другой стороны, ни один из них не дошел до серийного производства. Отечественная промышленность тогда не была готова к производству двигателей такого класса. Их время началось в 1970-е годы. В период с 1957 по 1960 годы Сергей Петрович занимался разработкой и испытанием маршевого турбореактивного двигателя с форсажной камерой ВК-15Б для беспилотного летательного аппарата большой дальности одноразового применения. В серию двигатель не пошел по причине изменения концепции летательного аппарата, однако многие элементы его конструкции, а также его компоновочная схема использовались другими ОКБ. Изотов – главный конструктор Ко времени ухода В.Я. Климова на пенсию в 1960 году на заводе №117 сложился крепкий коллектив из конструкторов, прошедших войну, и молодых специалистов. Изотов заслужил у коллег славу ответственного, требовательного, но при этом открытого управленца. Став руководителем завода, Сергей Петрович сохранил устоявшуюся на предприятии систему, когда за все отвечает главный конструктор и директор в одном лице. Таким образом и разработка, и производство на заводе находились в его ведении. Он имел талант организовать работу так, что на первый взгляд обыкновенные люди становились способными успешно выполнять необыкновенную по значимости работу. Ключ его успеха как главного конструктора − умение вникать в любую проблему и быстро принимать единственно правильное решение Из воспоминаний коллег В 1960-е годы завод №117 становится не имеющим себе равных в СССР предприятием, где одновременно выпускались двигатели самого разного назначения: от баллистических ракет и самолетов до танков и катеров на подводных крыльях. В 1960 году начинается совместная работы ОКБ С. П. Изотова с ОКБ М. Л. Миля над вертолетными двигателями, которая закончилась выпуском в 1963 году легкого вертолета Ми-2 и в 1965 году − среднего вертолета Ми-8. В 1972 году были завершены работы по созданию турбовального двигателя ТВ3-117, модификации которого применялись на боевых вертолетах Ми-24, Ми-28 Ка-50 и других. Демонстрация Н.С. Хрущеву вертолета Ми-2 с двигателями ГТД-350. На фото − главные конструкторы М.Л. Миль и С.П. Изотов В 1962 году команда завода №117 была усилена коллективом присоединенного к нему ОКБ №466, занимавшегося перспективными разработками ракетной техники, на которую руководство страны в условиях нараставшей «холодной войны» делало большие ставки. Уже в 1963 году на заводе был выпущен первый жидкостный ракетный двигатель. За разработку двигателя для межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в 1969 году Сергей Изотов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а Ленинградский государственный машиностроительный завод имени Климова (бывший завод №117) награжден орденом Ленина. Только на вооружение было принято порядка 10-12 созданных в ОКБ жидкостных реактивных двигателей. Поработали в ОКБ и на «космос», сконструировав ЖРД для ракеты УР-700 управляемого лунного модуля. В 1967 году начинается работа изотовского ОКБ над танковой техникой. Ленинградские конструкторы разработали первый в мире газотурбинный танковый двигатель. Для основного танка Т-80 с двигателем ГТД-1000Т была проведена сложнейшая испытательная работа: на опытных танках с двигателем ОКБ Изотова было пройдено более миллиона километров в различных климатических условиях. С 1976 по 1998 годы было выпущено более 10 тысяч танков Т-80. В 1979 году коллектив ЛНПО имени В.Я. Климова за создание танкового двигателя награждается орденом Октябрьской Революции. Несмотря на загрузку по различным профилям, Изотов уделял внимание и изначальной теме ОКБ – авиадвигателям. 1970-е годы были посвящены созданию двухконтурного турборективного двигателя РД-33 для истребителя четвертого поколения МиГ-29 – самого массового двигателя в своем классе, выпущенного в количестве около 5 тысяч. Палубный истребитель МиГ-29К с двигателями РД-33МК Родоначальник династии В годы расцвета завода имени Климова здесь трудились более 5000 сотрудников, из которых около 900 относились к опытно-конструкторскому бюро. Четко отлаженные схемы взаимодействия позволяли заниматься работой сразу по нескольким направлениям. Одновременно в разработке коллектива Изотова было от трех до пяти тем. Например, в 1979 году в течение одного месяца на заводе были выпущены один ракетный двигатель и два танковых, а также модификации и доработки других моторов. И если по общемировой статистике двигателестроительных организаций считалось нормальным, когда из пяти проектов в серию запускается в среднем один-два, то в ОКБ Климова под руководством Изотова практически все разработки получали путевку в жизнь. Но не только изделия для оборонного комплекса занимали умы Сергея Изотова и его соратников. Ярким примером разработки конверсионной продукции можно назвать создание олимпийского факела для московской Олимпиады 1980 года. Это небольшое изделие заняло месяцы напряженной работы – к главному олимпийскому символу предъявлялись повышенные требования. И с этим заданием климовцы успешно справились, выпустив к Олимпиаде 6200 факелов. Кроме олимпийского факела заводом были разработаны факел Спартакиады народов СССР 1979 г. и два факела (маршрутный и для поджига символической чаши) XII–го Всемирного фестиваля молодежи 1985 г. Баскетболист Сергей Белов с олимпийским факелом на церемонии открытия XXII Олимпиады в Москве Сергей Петрович Изотов оставил после себя гигантский конструкторский задел, который предприятие осваивает до сих пор. Генеральный конструктор ушел из жизни в 1983 году, но инженерная династия не прервалась. Его сын – Петр Сергеевич – продолжил дело отца, с 1965 года работал на заводе им. Климова, а с 1996 по 2008 годы возглавлял направление вертолетных двигателей. Внук Сергея Петровича, Данила Петрович Изотов, сегодня также работает в «ОДК-Климов».

«Вечные двигатели» и их создатели. Сергей Изотов
© Ростех