Войти в почту

Минпромторг решил проконтролировать инновации в авиации

Министерство промышленности и торговли России потратит 343,2 млн рублей на планирование инноваций в отечественном авиастроении и контроль за их финансированием. Речь идёт о расходах на трёхлетнюю научно-исследовательскую разработку (НИР) под шифром «Турбо». Информация об этом появилась на интернет-портале госзакупок, с которой ознакомился News.ru. Научная разработка проводится в рамках госпрограммы «Развитие авиапромышленности на 2013 — 2025 годы», являясь частью подпрограммы «Комплексное развитие» отрасли. Минпромторг выступает главным распорядителем средств федерального бюджета программы, а также её ответственным исполнителем. НИР направлена на совершенствование государственного регулирования инновационного развития авиастроения Российской Федерации, — говорится в документе. Специалистам предстоит проанализировать эффективность использования финансов госпрограммы с 2013 года, а также обоснованность трат на 2021 год. Эксперты будут исследовать региональную специфику авиапрома, риски, обеспечение национальной безопасности, кадровый потенциал. Планируется, что НИР «Турбо» должна принести прибыль в 16,2 млн рублей. Госпрограмма «Развитие авиапромышленности на 2013 — 2025 год» принята правительством РФ в 2012 году, спустя два года была обновлена. Последняя версия утверждена 29 марта текущего года. Её общий бюджет 991,6 млрд рублей, 72% пойдёт из федерального бюджета. Доля военного авиапрома снизится с 12,5% до 11,9%. В ходе реализации госпрограммы должны быть созданы отечественные самолёты и вертолёты для внутренних перевозок, увеличена валовая добавленная стоимость в авиастроении в 3,5 раза по сравнению с 2013 годом. Для этого министерство планирует усовершенствовать механизмы госрегулирования инновационного развития авиастроения страны. К 2025 году в РФ должны появиться корпорации мирового уровня в ключевых сегментах отрасли, а страна — стать лидером в авиатехнологиях. По плану Минпромторга доля производителей отечественной гражданской продукции на мировом рынке вырастет до 3,6%. РФ к 2025 году должна построить 298 самолётов. Ключевые проекты в самолётостроении — SSJ 100, МС-21 и Ил-476. На всю самолётную подпрограмму потратят 254 млрд рублей. По-прежнему в планах ведомства остаётся и локализация в РФ производства ведущих иностранных компаний. Впрочем, последнее Минпромторгу осуществить будет трудно. По словам ведущего эксперта Центра экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрея Крамаренко, объём российского авиарынка сегодня настолько низок, что не интересует крупных производителей. Россия производит 25-35 самолётов в год. Это мало, — говорит эксперт. Также к 2025 году страна должна поставить на внутренний и внешний рынок 465 вертолётов гражданского и военного значения. Предстоит создать многоцелевой Ка-62 (проходит заводские испытания), перспективный лёгкий вертолёт и модернизировать Ми-38. Параллельно будут вестись разработки новых двигателей, навигационных систем и т.д. В результате выручка всего отечественного авиапрома к 2025 году должна вырасти до 1,8 трлн рублей. Пока ведомству далеко до реализации своих амбициозных целей. В Минпромторге News.ru рассказали, что по итогам 2018 года Россия поставила на внешний и внутренний рынки 169 вертолётов, в том числе 69 гражданских, а также 121 самолёт, в том числе 23 гражданских: 22 SSJ 100 и МС-21 (опытный). Также были созданы 10 воздушных судов малой авиации Т-500. По словам Андрея Крамаренко, Россия всерьёз занимается авиапромом лишь последние 10-15 лет. Производители из ЕС, США, Канады десятилетиями отлаживают свою культуру разработки, послепродажного обслуживания, систему образования, ведут научные исследования. РФ сегодня сильно отстаёт, — отметил он. Собеседник считает, что в стране нет современной школы проектирования, не производится компонентная база электроники, лишь недавно начато создание композитных материалов мирового уровня. Прогресс есть. Но чтобы конкурировать с ведущими производителями нужно время. Если всё будет продолжаться планомерно, через 20 в России появится конкурентоспособное самолётостроение. Нужно уделять внимание не только разработке, но управленческим технологиям, качеству системы постпродажного обслуживания, оптимизации производственных издержек, — поделился Крамаренко. В целом, опрошенные News.Ru эксперты едины во мнении, что отечественное авиастроение в ближайшие годы может получить развитие. Однако для этого потребуются усилия именно в плане инноваций: необходимо догнать конкурентов. Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев подчеркнул, что при выделении должного объёма финансирования ведущие предприятия по выпуску самолётов, вертолётов и двигателей будут загружены контрактами. Собеседник уверен, что в госпрограмме засекречено многое, имеющее отношение к военной авиации. Однако некоторые проекты уже доступны для широкой публики. В частности, планы по созданию серийного самолёта Су-57. Владимир Путин уже заявил о приобретении 76 таких машин для российских ВКС. Также было анонсировано поступление в войска РФ новейшего истребителя МиГ-35, — рассказал эксперт. В РФ восстанавливается серийное производство сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Модернизируются истребители-перехватчики МиГ-31. Уже озвучены планы по закупкам ударных вертолётов Ми-28 и модернизированной версии машин специального назначения Ка-52 «Аллигатор». Одни из самых привлекательных для заказчиков, по мнению Пантелеева, глубоко модернизированный Ми-26Т2В и созданный специально по заданию Минобороны Ми-38. Он напомнил и о разработанном в Татарстане полноценном самолёте М-500 для сельхозавиации, потенциально интересном для крупных игроков отечественного АПК. В приоритете у ВКС и создание беспилотников. В частности, президенту России уже был представлен ударный беспилотник «Охотник».

Минпромторг решил проконтролировать инновации в авиации
© News.ru