Войти в почту

Mitsubishi F-3: Японский истребитель превосходства над Америкой

То, что сообщило токийское издание The Japan News, еще недавно было из области фантастики. Тем не менее, компания Lockheed Martin готова передать корпорации Mitsubishi Heavy Industries (MHI) ключевые секретные технологии F-35 Lightning II для проекта нового японского истребителя Future Fighter (F-3). Речь, прежде всего, идет о «мозгах» Lightning II, который, кстати, неоднократно подвергался критике в самих США. Из публичных источников известно, что программное обеспечение F-35, содержащее не менее восьми миллионов строк кода, в настоящее время находится исключительно в руках разработчика самолета Lockheed Martin и является строго охраняемой военной тайной. Следовательно, решение о передаче было принято на самом верху в результате сложных интриг и переговоров. Вряд ли это является жестом доброй воли и желанием помочь своему союзнику. Как известно, 9 апреля в Тихом океане разбился F-35 японских ВВС. Вскоре командование Сил самообороны сообщило, что в 302-й эскадрильи японских ВВС, состоящей из 13 истребителей Lightning II, было зафиксировано семь аварийных ситуаций данного типа самолета. Причем, лишь чудом удалось избежать катастроф. Именно на этом неприятном для американцев фоне 16 апреля, а потом уже 18 апреля СМИ Страны восходящего солнца, ссылаясь на японские правительственные источники, поделились со своими читателями новостью: «Соединенные Штаты заявили о своей готовности раскрыть конфиденциальную информацию о программном обеспечении, установленном на F-35». При этом Вашингтон пытается ввести весь мир в заблуждение, что впервые сенсационное предложение прозвучало еще до гибели Lightning II ВВС Японии. Да, доля правды в этом есть: американцы и впрямь настоятельно советовали союзникам совместно трудиться над проектом F-3, который заменит нынешний уже устаревший японский самолет F-2. Более того, детали будущей сделки обсуждались и даже были подписаны какие-то декларативные бумаги. Так, осенью прошлого года издание The Diplomat писала, что в Японии ходили слухи, что США хотят предложить корпорации MHI сделать гибрид 5-го поколения: «скрестить» планер F-22 с электронным комплексом F-35. Вот только тогда ни о какой передаче программного кода вообще никто не заикался, да и Токио инициативу разработчика Lightning II не оценил. Кто не знает: в Японии приняты руководящие принципы национальной оборонной программы (NDPG), в которых четко сказано, что ВВС Сил самообороны обязаны получить национальный истребитель, равного которого нет в мире. То есть Mitsubishi F-3 должен быть не одним из лучших, а самым лучшим, причем – строго своим самолетом, а не результатом подконтрольного проектирования. Можно предположить, что в отношениях между Токио и Вашингтоном намечается геополитических сдвиг, связанный, в числе прочего и с тем, что США все хуже справляются с ролью гегемона. Да и с оружием у Пентагона далеко не все блестяще. Если бы не катастрофа с F-35 в море у берегов префектуры Аомори, вряд ли американцы стали юлить хвостом, предлагая лучшее, что есть в Lightning II. Похоже, в детище Lockheed Martin обнаружилось столько технических проблем и программных ошибок, что янки просто впали в шоковое состояние и, как сказал бы Остап Бендер, готовы «отдать ключи от квартиры, где деньги лежат». Токио уже сформировал конгломерат японских фирм для реализации проекта Future Fighter во главе с MHI. Обозначены и сроки, когда взлетит супер-истребитель мирового господства – до 2029 года, то есть во временных границах среднесрочной оборонной программой (MTDP). Сегодня японские Силы противовоздушной обороны располагают 90 многоцелевыми истребителями F-2, являющими глубокой модернизацией американского самолета F-16. Их до конца следующего десятилетия должны заменить около 100 машин 5-го поколения – F-3. В этой связи промышленный гигант Lockheed Martin рассматривался японцами как один из пяти партнеров, которые могут быть привлечены правительством Синдзо Абэ для совместных работ над Mitsubishi F-3. Свою готовность сотрудничать с самурайскими инженерами подтвердили еще четыре западных авиастроителя - BAE Systems, EADS, Boeing и Northrop Grumman. Несмотря на то, что в прошлом году был подписан протокол о намерениях между Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin, издание The Japan News, со ссылкой на источники в Министерстве финансов Японии, сообщило, что данное сотрудничество не будет иметь продолжения. Мол, слишком дорого. Американцы оценили свое участие в проекте F-3 в сумму $20 млрд., тогда как MHI соглашается на порядок меньше. В реальности янки получили вежливый пинок под зад. Дело в том, что корпорация MHI вроде бы заинтересовалась «английской смертью» истребителям F-35, J-20 и Су-57 – британским самолетом 5-го поколения, который разрабатывается в рамках проекта Tempest. «Свободная пресса», кстати, останавливалась на этой теме. Если японцы и британцы объединят свои усилия, то, безусловно, сотрудничество будет идти уже без американцев. Впрочем, Токио планирует купить английский планер BAE Systems Replica, разработанный еще 20 лет назад компанией BAE Systems и долгое время пылящий на складе, а также силовую установку от легендарного двигателестроителя Rolls-Royce. Все остальное самурайские инженеры хотят разработать сами и ни с кем не делиться. При этом, как и британцы, японцы стремятся сделать истребитель F-3 достаточно дешевым самолетом, чтобы в случае войны выпускать его тысячными партиями. И при этом, само собой, не зависеть от Белого дома. Надо сказать, задел имеется серьезный. Мало того, что японские инженеры переработали F-16, так еще в 2005 году построили прототип истребителя-невидимки X (ATD-X) в рамках программы Mitsubishi X-2 Shinshin («Душа» – пер. с яп.). Самолет, к слову, запросто мог стать конкурентом F-22, поэтому американцы предприняли все усилия, чтобы заморозить проект. Собственно, точно так они поступили с англичанами. Справедливости ради, Shinshin все-таки не обладал той скрытностью, которую демонстрирует F-22. Но имеющие сегодня у японцев технологии цифрового проектирования и уникальные достижения в материаловедении позволяют смело предположить, что Mitsubishi F-3 способен стать истребителем мирового превосходства. Будет ли он по характеристикам лучше, чем Су-57 и F-35? Теоретически – вполне вероятно. Поможет ли это японцам в достижении своих геополитических целей – безусловно, нет. И вот почему. Сегодня в мире имеется 6 типов самолетов, которые можно отнести к машинам 5-го поколения или 4++ с технологиями снижения радиолокационной заметности. Это американцы F-22 Raptor, F-35 Lightning II и F-15SE Silent Eagle, китайцы Chengdu J-20 и Shenyang J-31, а также русский Су-57. Если посмотреть на предысторию их создания, все они должны были заменить парки своих предшественников, причем один на один. В частности, по планам звездно-полосатых генералов, F-22 должен был прийти на смену F-15J. Но у всех выше перечисленных супер-истребителей есть один критический недостаток – заоблачная цена, явно несоответствующая боевым задачам. Их не наштампуешь в необходимом количестве. Попытка Lockheed Martin снизить, к примеру, стоимость F-35 сразу же привела к проблемам эксплуатации, и это в мирное время. С другой стороны, долгое монопольное обладание самолетом превосходства F-22 не дало Соединенным Штатам ни одного геополитического козыря. Напротив, влияние Америки даже сократилось. Поэтому даже если японцы создадут задуманный Mitsubishi F-3, они ровным счетом ничего не выиграют в противостоянии с Китаем или с Россией. А вот и американцы – безусловно, проиграют. Кстати, когда в «нулевых» годах проектировался и строился Shinshin, в Стране восходящего солнца этот истребитель рассматривали как конкурента F-22 – в смысле, чтобы «утереть нос» американцам. Можно не сомневаться, ненависть к Штатам за атомные бомбежки мирных городов до сих пор хранится в японских сердцах. Недаром разрабатываемый самолет получил название «душа, в которой прячется боль». Военные новости: В КНДР появился «Искандер» с ядерной боеголовкой Проблемы ВПК: Взлет откладывается: Для сверхтяжелого самолета у России нет двигателя

Mitsubishi F-3: Японский истребитель превосходства над Америкой
© Свободная пресса