Ещё
Названы две вещи, которые уничтожат Украину
Названы две вещи, которые уничтожат Украину
Украина
Пенсионная реформа и Медведев: За что оправдался премьер
Пенсионная реформа и Медведев: За что оправдался премьер
Политика
Чубайса уличили в желании воспользоваться пенсиями россиян
Чубайса уличили в желании воспользоваться пенсиями россиян
Политика
Ургант пошутил о беседе с Дмитрием Медведевым
Ургант пошутил о беседе с Дмитрием Медведевым
Шоу-бизнес

Cтартап разрабатывает космическую ракету 

Cтартап разрабатывает космическую ракету
Фото: Инвест-Форсайт
Все больше спутников запускается с Земли в космос для различных целей — поддержания навигации и связи на земле и в море, мониторинга погоды, разведывательных целей и пр. Сегодня это делают в основном государственные структуры вроде и  при помощи больших ракет. Однако одновременно в мире около сотни небольших компаний работают над созданием легких космических ракет: те смогут доставить спутник или груз в нужное время и место — в будущем еще и дешевле, чем государственные агентства. Алексей Калтушкин, сооснователь первого российского стартапа «Лин Индастриал» по созданию легкой ракеты, недавно запустил новый проект.
Два ракетных стартапа
Алексей Калтушкин закончил Московский институт электроники и математики (сейчас он входит в ), работал IT-менеджером в Nokia, , и других глобальных компаниях, но мечтал о собственном деле и космосе. В 2014 г. вместе с  они решили создать первую в  частную ракету сверхлегкого класса, которая сможет выводить малые спутники на орбиту в нужное заказчику время. Так появилась компания «Лин Индастриал». На сегодня у «Лин Индастриал» уже третья версия легкой ракеты под названием «Таймыр», но ее старт перенесен с 2021 г. на неопределенное время. В конце 2017 г. Калтушкин покинул этот проект и учредил новую компанию ООО «НРТ». По данным сервиса Контур. Фокус, он единственный владелец этой компании. У «Лин Индастриал» не было денег для продолжения разработок, были и другие причины, о которых стартапер не хочет говорить. К настоящему времени команда НРТ создала бумажную версию новой легкой ракеты на деньги бизнес-ангела (чье имя не раскрывается) и ведёт разработку основных двигателей с транспирационной системой охлаждения, а также напечатала на металлическом 3D-принтере двигатель малой тяги из никель-хромового жаропрочного сплава Инконель 718. Двигатель малой тяги нужен, чтобы управлять ориентацией и стабилизацией второй ступени ракеты. Скоро будет собран стенд для испытаний двигателя. Команда ищет $3 млн частных инвестиций для производства прототипа. Вместе с Калтушкиным на консультационной основе работают инженеры-ракетостроители.
Что собой представляет ракета НРТ Сначала НРТ хочет сделать маленький прототип будущей легкой ракеты с полезной нагрузкой в 20 кг на низкую околоземную орбиту в 200 км, а впоследствии масштабировать его до 500 кг. Прототип будет летать на жидких кислороде и метане — с точки зрения НРТ это выгодней, чем на перекиси водорода, как у прототипа «Лин Индастриал». Прототип будет рабочей космической ракетой: он сможет доставлять грузы и спутники в космос под определенные цели на заданную высоту и наклон орбиты. Хотя область применения прототипа планируется довольно узкой. На сегодня большие ракеты, такие как «Союз», «Протон», попутно доставляют на орбиту от 2 тонн до 7 тонн грузов, но заказчиков малых космических аппаратов часто не устраивает время, технические ограничения и место доставки, а легких ракет в России нет.
Ракета НРТ сможет доставлять грузы весом до 500 кг. У нее будет двухступенчатая конструкция, поскольку две ступени — минимум для того, чтобы полететь в космос, набрав скорость около 8 км/с. Первая ступень может набрать скорость 2 км/с, поднимая спутник на необходимую высоту, дальше первая ступень отделяется, падает на землю, а вторая продолжает набирать скорость и высоту. Масса основной сверхлегкой ракеты НРТ будет 28 тонн, высота — более 11 м, диаметр — около 2 м. Такую ракету в России можно запустить на космодромах Восточный и Байконур.
Чем больше грузов ракета может доставить в космос, тем больше у ее владельцев возможностей заработать.
«Ракета грузоподъемностью в 200 кг на Луну может забросить только 25 кг, ракета грузоподъемностью на 500 кг — 68 кг. Цифры примерные, но порядок примерно такой. Впереди — освоение Луны. NASA заключила договор с несколькими частными космическими компаниями, которые будут не только доставлять грузы, но и производить приборы, а также осуществлять различный сервис и обслуживание новой лунной базы. Я рассчитываю, что в какой-то момент нам удастся доставлять грузы на Луну», — уверяет Калтушкин.
Сегодня у российского стартапа есть потенциальные западные заказчики: в их числе, например, Planet Labs, Surrey Satellite Technology Ltd, компания россиянина Momentus, метеослужбы разных стран и др., которые запускают спутники в космос.
Сколько нужно денег?
На прототип нужно $3 млн «Но в России мало венчурных фондов, вкладывающихся в космос, а в США готовы вкладываться в проект на стадии идеи, лишь если ты гражданин США или как минимум Европы», — говорит Алексей Калтушкин.
Как только у НРТ появится частный инвестор, российские институты развития — «Национальная технологическая инициатива» и  — тоже начнут финансировать производство ракеты. Весь проект ракеты НТР (создание прототипа, его испытания и первый орбитальный пуск) обойдется в $15 млн в России и не менее $70-100 млн в США. Доставка легких грузов и спутников в космос стоят $20-15 тыс. за кг.
Сегодня легкую ракету запускает StarLabs (США, Новая Зеландия). В высокой степени готовности находятся легкие ракеты у таких американских компаний, как Firefly Aerospace, Relativity Space, Vector Launch, Virgin Galactic.
Автор:
Видео дня. Как женщины цинично зарабатывают на своих детях
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео