Войти в почту

Посол США сравнил самолеты ВКС РФ в Венесуэле с музейными экспонатами

Посол США в Колумбии Кевин Уитакер обозвал российские стратегические бомбардировщики Ту-160 «музейными экспонатами». Насколько устарели российские машины и как они выглядят на фоне аналогичных бомбардировщиков Соединенных Штатов, разбирался военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок.

Ту-160 пора отправлять в музей?
© Twitter
«Эти самолеты такие старые, что не могут быть провокацией. Это же музейные экспонаты! Да, мы заметили эти бомбардировщики 1980-х годов из России. Я не знаю, в чем цель их прилета. Видимо, в прибытии русских с бомбардировщиками есть какое-то послание», — заявил посол США в Колумбии Кевин Уитакер в эфире радио RCN.

Так американский дипломат прокомментировал отправку российских Ту-160 в Венесуэлу.

Для начала уточним данные характеристики двух российских стратегических бомбардировщиков, совершивших перелет в Венесуэлу. Как известно, это были Ту-160 «Николай Кузнецов» и «Василий Решетников».

Ту-160 «Николай Кузнецов» изготовлен 29 декабря 1990 года и поступил в 184-й тяжелобомбардировочный авиационный полк Дальней авиации ВВС СССР (Прилуки, Украина). В 1999 году был передан России в счет уплаты за природный газ, в ноябре того же года перелетел на авиабазу в Энгельс.

Бортовой номер с 2011 года - RF-94100. 9 августа 2008 года получил наименование «Николай Кузнецов». В 2008 году прошел контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО (Казанское авиационное производственное объединение). Машина названа в честь советского конструктора Николая Кузнецова (1911-1995), занимавшегося созданием авиационных и ракетных двигателей (в том числе НК-32, установленных на Ту-160).

Ту-160 «Василий Решетников» передан Военно-воздушным силам в апреле-мае 1992 года. Проходил службу в 1096 тбап (тяжелый бомбардировочный авиаполк) и 121 гвардейском тбап. 23 декабря 1999 года получил имя «Василий Решетников». Бортовой номер с июня 2010 года — RF-94102. С июля 2008 по декабрь 2009 года проходил контрольно-восстановительное обслуживание в КАПО, модернизирован в августе-сентябре 2017 года. Назван в честь командующего Дальней авиацией в 1969-1980 годах Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Василия Решетникова.

То есть возраст одного стратегического бомбардировщика составляет 28 лет, второго — 26. Много это или мало? Для начала отметим, что все летательные аппараты делятся только на две категории — «летно годен» и «летно не годен». Никаких других градаций в этой сфере нет.

А теперь присмотримся к стратегическому бомбардировщику В-52 — основе стратегической авиации США. Это один из немногих самолетов, находящихся на вооружении уже более полувека. К разработке перспективного стратегического бомбардировщика В-52 в США приступили в далеком 1948 году. Первый полет опытного образца XB-52 состоялся 15 апреля 1952 года.

Всего было построено 744 самолета B-52 различных модификаций, из них 71 машина потеряна в результате летных происшествий. Последний самолет серии B-52 был построен в июне 1962 года.

То есть в настоящее время любой B-52 имеет возраст существенно более полувека. Планируется иметь на вооружении B-52H вплоть до 83-летнего возраста, до 2040 года, вплоть до полной выработки ресурса планера. По другим сведениям, у этого самолета есть шансы стать первой в мире машиной, которая простоит на вооружении более 100 лет. Сегодня в строю чуть более 70 машин этого типа. В-52 непрерывно модернизируется, на нем постоянно меняется БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование), вооружение, поэтому устаревшим самолетом его назвать никак нельзя.

Тем не менее любой из экземпляров стратегического бомбардировщика В-52 старше Ту-160 «Николай Кузнецов» на 28, а Ту-160 «Василий Решетников» — ровно на 30 лет. Называть после этого наши стратегические бомбардировщики Ту-160 «музейными экспонатами» по меньшей мере невежливо. Скорее всего, посол США в Колумбии Кевин Уитакер просто не в курсе этой фактуры.

Присмотримся теперь к стратегическому бомбардировщику ВВС США В-1В «Лансер». Считается, что толчком для создания нового советского бомбардировщика Ту-160 и послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) перспективную машину, ставшую впоследствии Rockwell B-1 Lancer. Иными словами,

Ту-160 — это своеобразный ответ советского авиапрома на американский В-1. Они даже внешне во многом похожи.

«Лансер» был разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении ВВС США с 27 июля 1985 года. Самолет производился с 1974 по 1988 год. Всего было построено около сотни машин этого типа. Примечательно, что самый свежий В-1В все же старше самого немолодого из двух российских «венесуэльских» Ту-160 (в частности, «Николая Кузнецова») на два года. Более того, почти все наши остальные Ту-160 изготовлены или примерно в эти же сроки, что и В-1В, или даже позже.

Что касается третьего стратегического бомбардировщика ВВС США — В-2 «Спирит», то они в незначительном количестве (всего 21 машина по цене $2 млрд за единицу) были изготовлены в 1988-1999 годах. То есть самому молодому «Спириту» уже почти 20 лет.

Самое главное, что тут надо отметить — возраст стратегического бомбардировщика не столь критичен для машин этого типа. Как правило, самолеты этого класса состоят на службе в течение долгих десятилетий. К примеру, отечественный стратегический бомбардировщик Ту-95 совершил первый полет в 1952 года, а последние машины этого типа (Ту-95МС) были выпущены в начале 1980-х годов. Самолеты Дальней авиации обычно эксплуатируются до полной выработки ресурса планера, а он у них, как правило, очень большой.

В течение срока службы машины непрерывно модернизируются, ремонтируются, оснащаются новым БРЭО, новыми авиационными средствами поражения и, как правило, отвечают всем требованиям времени. Тот же Ту-95 получил новую крылатую ракеты с обычной боевой частью с очень большой дальностью полета — по некоторым данным, более 5 тыс. км.

Наконец, помимо создания новых машин, в частности, перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), как ранее писала «Газета.Ru», в России осуществляется программа Ту-160М2.

То есть в прежнем корпусе Ту-160 будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160М2 будет оснащен новым локатором, новым пилотажным комплексом со всеми самыми современными средствами навигации (в том числе самыми современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

Причем возрастут не только боевые мощности «Белого лебедя», но и возможности машины по его собственной защите. На основании самых современных российских разработок для этого самолета создается принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. Ту-160М2 будет защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения.

Газета.Ru: главные новости