Ещё

Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой 

Су-57 оказался дорогой и бесполезной игрушкой
Фото: ТАСС
Массовое производство новейшего истребителя Су-57 «не надо форсировать». Об этом заговорили сначала новый куратор оборонного комплекса, а затем и глава профильной комиссии . А ведь на эту машину 5-го поколения еще несколько лет возлагались очень серьезные надежды — которые, похоже, проект вовсе не оправдал. Что же пошло не так?
В эпоху стремительного развития технологий истребитель пятого поколения Су-57 быстро устареет, поэтому нужно сосредоточиться на разработке самолета нового, шестого поколения. Об этом заявил член экспертного совета Госдумы по авиапрому, глава думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций «оборонки» . «Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС. Зато у машины прекрасный экспортный потенциал, многие страны захотели бы его приобрести», — сказал Гутенев агентству «Интерфакс».
Оставим за совести депутата заявление о «прекрасном экспортном потенциале» — иностранцы всегда покупают только те машины, которые предпочитает использовать сама российская армия. Одно утверждение депутата противоречит другому — если Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС, на его экспортном потенциале смело можно поставить крест. Самое важное другое — почему депутат подтверждает, что ВВС  по сути отказываются от самолета, на который возлагались такие надежды и в разработку которого вложены столь гигантские средства?
Такое резкое суждение нельзя считать мнением отдельно взятого депутата, пусть и из профильной комиссии. Гутенев подчеркнул: он солидарен с мнением нового куратора «оборонки», вице-премьера , в недавнем прошлом замминистра обороны. Форсировать массовое производство Су-57 нет смысла, — сказал Борисов в понедельник в эфире канала «Россия 24».
Вице-премьер отдал должное качествам этого истребителя: Су-57 «проявил себя очень хорошо, в том числе и в , подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности». Но при этом Борисов заметил: сегодня одним из лучших самолетов в мире считается представитель предыдущего поколения «4+» — Су-35. Видимо, Су-35 — вполне эффективный и одновременно не столь дорогой вариант.
Аналогичный аргумент привел и депутат Гутенев. ВКС уже имеют на вооружении одни из лучших в мире истребителей Су-35С, заявил он. По мнению Гутенева, эти машины поколения «4+» по боевым качествам превосходят не только основные американские аналоги — F-15 и F-16. В некоторой степени Су-35 не уступают F-35 и F-22 — самолетам пятого поколения, считает депутат.
Такие выводы контрастируют с многообещающими планами, о которых заявлялось в начале работы над Т-50 (таким был заводской индекс нынешнего Су-57). Разработка этого истребителя пятого поколения в рамках проекта ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) началась еще в 2001-2002 годах. Планировалось, что истребитель пятого поколения, находящийся на острие военно-технической мысли (технологии «стелс», продвинутая авионика, мощные радары) должен стать противовесом F-22 и F-35.
Вложения в проект были более чем внушительными. Через девять лет после начала работ, в 2010 году, президент констатировал: только на первом этапе создания самолета было затрачено около 30 млрд рублей. Столько же, по оценке главы государства, требовалось для завершения работ.
Тогда же, в 2010-м, был совершен первый полет. В  планировали, что в конце 2016 года начнется серийное производство новых самолетов. Только с 2016 по нынешний год ВВС должны были получать по восемь Т-50 ежегодно. Госпрограмма вооружений до 2020 года подразумевала закупку 52 машин. Планировалось сформировать как два полка.
Но, как говорится, «что-то пошло не так». По прошествии 17 лет с начала работы вице-премьер Борисов констатировал: испытания Су-57 «идут согласно плану» (то есть до выхода в серию еще далеко), и в 2018 году в ВКС должны быть приняты всего две опытные машины. Опытные, а вовсе не серийные.
Отклонение от заданного курса можно было заметить еще в 2015 году. Тот же Юрий Борисов, тогда в ранге замглавы Минобороны, сообщал: ведомство оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых машин. «Законтрактовано» было всего 12 самолетов Т-50. С другой стороны, в прошлом году Минобороны заказало уже под сотню Су-35С и более ста Су-30СМ.
Эксперты считают, что причиной падения интереса к Су-57 стала «межвидовая» конкуренция.
Во-первых, по своим характеристикам Су-35 почти не уступает Су-57. Во-вторых, на ныне существующих образцах новейшего Су-57 стоят устаревшие двигатели — аналогичные тем, что используются на действующих в ВВС машинах марки Су. Модернизация этого «движка» заняла 14 лет, и только в апреле были завершены государственные стендовые испытания. В мае сообщалось: «летающая лаборатория Т-50-2» (прототип Су-57) продолжает летные испытания с двигателем второго этапа. А ведь этот двигатель, именуемый «изделием 30», как ожидалось, уже давно должен быть в деле.
Сказывается специфика, проявившаяся еще в советские времена — новейшие самолеты появляются раньше, чем разработаны и испытаны необходимые им двигатели (и это понятно, учитывая сложность изготовления этого важнейшего элемента самолета).
В-третьих, вопрос стоимости. Цена одной единицы Су-57 — около 50 миллионов долларов, или 3,16 млрд рублей. Для сравнения, в 2014 году тогдашний главком ВВС  сетовал на дороговизну Су-30, Су-35 и Су-34, поступающих в армию: «Более 1 млрд рублей каждый самолет стоит!». Напомним, что в начале 1970-х чрезмерная стоимость «похоронила» проект перспективного бомбардировщика-ракетоносца Су-100. И не его одного.
Нынешний интерес, проявленный военным ведомством к Су-35, вполне оправдан. «Истребитель зарекомендовал себя как отличный аппарат с хорошими показателями по дальности полета. Важно, что он может использоваться как многоцелевой самолет, как фронтовой бомбардировщик, даже как самолет сопровождения с хорошим радиусом действия — с теми „движками“, которые на нем стоят. И я думаю, что это не последний двигатель, они и дальше будут разрабатываться в плане увеличения дальности его полета», — пояснил газете ВЗГЛЯД бывший летчик-инструктор, майор ВВС . Такому самолету, «класса 4++» не хватает одного плюса до полной невидимости для радаров, отмечает эксперт.
Что же касается Су-57, то как полагает Красноперов, это «скажем так, более дорогая игрушка».
«То, что характеристики Су-57 очень похожи на Су-35, особенно по двигателю — понятно, но ведутся разработки нового двигателя, и он появится. Это все приходит не сразу и, естественно, требует затрат», — подчеркивает летчик. Пока же, «для того, чтобы оставить обороноспособность нашей страны на необходимом уровне — надо закупать те самолеты, которые есть и которые надежны — это, касается, прежде всего Су-35», — подчеркивает Красноперов. Добавим, что при этом возникает вопрос — почему ставка на Су-35 не была сделана раньше?
Эксперт также напоминает, что «у американцев самолеты серии „F“ потерпели несколько катастроф и в целом у них много отказов. То есть, проект сыроват». Напомним, что истребитель F-35, новейший и крайне дорогостоящий (Lockheed Martin преподнес как достижение снижение его стоимости со 100 млн до 85 млн долларов за штуку), подвергался жесткой критике. В частности, много говорилось о его проблемах с катапультированием, которые судя по всему, пока не решены.
Критики высказывают мнение, что высокотехнологичные, но дорогостоящие истребители 5-го поколения, что отечественного, что американского производства представляют собой своего рода «тупиковую ветвь» эволюции боевых самолетов. Нельзя сказать, что Минобороны прямо подтверждает такое мнение. Но обратим внимание на упомянутое в начале высказывание депутата Гутенева. Он, кроме всего прочего, заявил, что следует начать работать над боевым самолетом следующего поколения, который стал бы переходным звеном между пилотируемой и беспилотной авиацией.
И это значит, что массовый выпуск Су-57 мы не увидим, скорее всего, никогда.
Видео дня. Лахова пожаловалась Путину на радужные бренды и требует их запретить
Комментарии 38
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео