Войти в почту

"Охота" на Су-35: чем российский истребитель удивляет мир

19 февраля 2008 года в небо впервые поднялся российский многоцелевой истребитель поколения "4++" Су-35. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

"Охота" на Су-35: чем российский истребитель удивляет мир
© Богдан Руденко/Минобороны России

Серийно Су-35С начал производится с 2011 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, но на вооружение российской армии был принят лишь в прошлом году. После боевого крещения в небе Сирии об истребителе заговорил весь мир.

"Ядро" для "Сушки"

Примечательно, что под индексом "Су-35" начиная с 1992 года на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27. Модернизированные истребители Су-27М были созданы по заказу военных в 1980-х годах, а в 90-е их производство было прекращено из-за недостатка финансирования.

Концепция нового многофункционального истребителя (за которым было сохранено название Су-35) окончательно сформировалась к середине 2000-х годов. Работы по проекту в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Сухого возглавил конструктор Игорь Демин. В новом самолете необходимо было существенно усовершенствовать комплексы вооружения, внести изменения в конструкцию планера машины и ее силовую установку. Перед предприятием стояла задача обеспечить вывод на рынок перспективного боевого комплекса поколения "4++", способного ответить на выросшие запросы отечественной боевой авиации и инозаказчиков. По воспоминаниям Демина, машина с одним пилотом нуждалась в принципиально новом по архитектуре комплексе бортового оборудования — "необходимо было ядро, или, если хотите, стержень как для авионики, так и для всех самолетных систем".

Кстати, за идею создания информационно-управляющей системы (ИУС) для современных самолетов в прошлом году распоряжением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева группе сотрудников компании "Сухой" была присуждена премия в области науки и техники. ИУС изначально родилась в исследованиях по проекту истребителя пятого поколения, однако первой она реализовалась именно на Су-35.

Он создавался таким образом, чтобы летать и воевать в таких условиях, где "классические" истребители уже не могли вести бои.

Первый летный образец самолета Су-35 был собран к августу 2007 года. Накануне начала авиасалона МАКС-2007 транспортным самолетом Ан-124 "Руслан" он был доставлен на аэродром ЛИИ им. Громова в Жуковском, где после участия в авиасалоне были продолжены завершающие стадии наземной отработки перед началом летных испытаний. В 2008-м в подмосковном филиале НПО "Сатурн" успешно завершились испытания всех пяти двигателей типа "117С" опытной партии, предназначенной для Су-35.

"Начинка" и сверхманевренность

"Тридцать пятый" стал глубокой модернизацией фронтового истребителя Су-27 с целью значительного повышения эффективности боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. Как отмечают разработчики, в конструкции Су-35 были применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27 и Су-30.

При создании Су-35 отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (такие как у Су-33 и Су-30МКИ) и вернулись к классической (как у Су-27).

Конструкция (основные элементы фюзеляжа, крыла, оперения и шасси) планера усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27). Помимо этого истребитель может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — восемь тонн. Количество узлов подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб возросло с 10 до 12. Еще два — для размещения контейнеров РЭБ.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух — воздух" и "воздух — поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С. При этом он не требует каких-то специальных систем управления.

За сверхманевренность отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

Что касается режимов устойчивости и управляемости, маневренности, аэродинамики Су-35, как рассказал в интервью ТАСС летчик-испытатель Сергей Богдан, то здесь им все пройдено и постигнуто "от и до". "Но что касается боевых режимов, там есть много специфики. Я много ими занимался, но не все тестировал. Это просто физически невозможно — все успеть, поскольку самолет летает на разных базах. Есть отдельные режимы, с которыми я знаком не по полетам, а только по видеоматериалам", — признался он.

От самолета пятого поколения на Су-35 кабина пилотов. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана — в режиме "картинка в картинке" отображается вся необходимая пилоту информация. Также на Су-35 был впервые установлен отечественный безинерционный навигационный комплекс (БИНС), без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром.

Важнейшее отличие Су-35 от истребителей поколения "4+" — наличие на борту авионики пятого поколения. Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой "Ирбис" обладает уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей (до 200 км). Он способен одновременно сопровождать до 30 целей и наводить ракеты на восемь из них, не прекращая при этом просмотр воздушного пространства.

Триумф и "бои"

Появление в Сирии новейших российских истребителей в 2016 году вызвало огромный интерес как со стороны российской прессы, так и ряда зарубежных изданий. Его назвали "отличным и опасным самолетом". И даже сравнивали с американскими самолетами, отмечая тот факт, что при встрече с ним истребители F-15 и F/A-18E будут "заняты по горло".

Так, немецкий журнал Stern отмечал высокую маневренность Су-35, самолет оборудован новой радиолокационной станцией "Ирбис" и улучшенными двигателями. Издание писало, что обладая высокими характеристиками, истребитель стоит достаточно дешево по сравнению с наиболее продвинутыми западными образцами.

В свою очередь, газета The Washington Times писала, что переброска истребителей в Сирию — сигнал для Турции: Су-35 вместе с ракетными системами С-400 дает России возможность защитить свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, которое превосходит оружие НАТО.

"Сушки" осуществляли истребительно-авиационное прикрытие других самолетов, находящихся в воздухе, увеличивая при этом поле их обзора. Как отмечали в Минобороны России, когда пара Су-35 становилась "в противоход", обзор доходил до 360 градусов на 400 км вокруг. Министр обороны РФ Сергей Шойгу неоднократно говорил о том, что операция в Сирии подтвердила высокие боевые возможности российской авиации. "Сушки" осуществляли истребительно-авиационное прикрытие других самолетов, находящихся в воздухе, увеличивая при этом поле их обзора.

По мнению Мураховского, опыт его эксплуатации и боевого применения показал, что самолет соответствует требованиям, предъявляемым к нему Минобороны России и заложенным тактико-техническим характеристикам. По своим возможностям превосходит большинство зарубежных образцов.

В декабре 2017 года стало известно об инциденте, когда американский истребитель F-22 покинул район сближения со штурмовиками Су-25 ВКС России в небе над Сирией после появления Су-35С. Российский самолет приблизился к "американцу", и испуганный экипаж F-22 стремительно ретировался.

В то же время в зарубежных СМИ стали часто сравнивать Су-35 с западными образцами, в том числе с новейший американским самолетом пятого поколения F-35. Так, The National Interest предположило, что в обозримом будущем "производные от превосходного истребителя Су-27", в том числе и Су-35, будут составлять основную часть тактических воздушных арсеналов, а в случае если Су-35 и F-35 встретятся в условиях воздушного боя, то американский истребитель постарается избежать столкновения. F-35 "изменит курс и вызовет F-22 Raptor и F-15C", которые лучше подходят для ведения воздушного боя. Если же "подмоги" не будет, то пилотам США придется использовать скрытность самолета и постараться не попасть в пределы видимости потенциального противника, поскольку в условиях дальнего боя F-35 будет уязвим.

По мнению другого журналиста этого же издания, в ближнем бою с Су-35, который обладает отличной маневренностью, F-35 столкнется с серьезными трудностями. И если российский истребитель сможет быстро обнаружить своего противника и приблизиться к нему на необходимое расстояние, шансы F-35 на победу значительно снизятся. При этом высокая скорость, системы радиоподавления и вооружения позволяют Су-35 успешно вести безвизуальный бой.

Су-35 является универсальным истребителем, способным обнаруживать, сопровождать и атаковать восемь целей одновременно, а благодаря станции активных помех самолет становится малозаметным.

Полученные в ходе боевого применения российской авиации в Сирии результаты могут лечь в основу технических решений для самолетов следующих поколений. Истребитель Су-35С стал финальной ступенью перед появлением в ВКС России истребителей пятого поколения Су-57 (известным как Т-50 ПАК ФА). Но даже при его наличии "тридцать пятый" будет очень эффективной боевой машиной, обладающей большим модернизационным потенциалом. Ведь он сочетает в себе качества современного истребителя и хорошего тактического самолета.

В этом году Минобороны России получит на вооружение десять Су-35. Все же до 2020-го ожидается поставка 50 единиц. 24 самолета до 2019 года должен получить Китай, также недавно был подписан контракт на поставку 11 истребителей Индонезии.