Войти в почту

Большой бронетанковый дрон: "Армата" научится решать самые сложные задачи

Беспилотный вариант основного боевого танка Т-14, созданного на базе бронетанковой платформы «Армата», может стать прорывом для российского оборонно-промышленного комплекса – считает старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин.

Большой бронетанковый дрон: "Армату" сделают беспилотником
© ФБА "Экономика сегодня"

Платформа «Армата» имеет потенциал для создания беспилотника

Отметим, что генеральный директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов заметил, что беспилотная версия основного боевого танка Т-14 «Армата» в самое ближайшее время будет представлена широкой публике.

Предполагалось, что роботизированный вариант основного боевого танка Т-14 будет создан в 2018 году, причем, как изначально считали конструкторы, на модернизацию боевой машины должно уйти два года. Этот срок необходим для создания цифровых устройств, которые могли бы решать боевые задачи, исходя из сложившейся обстановки на поле боя.

Примечательно, что основные задачи с электроникой в рамках этого проекта были разрешены заранее, поэтому разработчикам нужно было решать узкие проблемы, связанные с оптимальным ограничением прав дрона на принятие решений.

Здесь нужно отметить, что основой для данных работ является то обстоятельство, что «Армата» – это основной боевой танк третьего поколения и включает в себя такие качества, как управляемая башня и боевая капсула, благодаря которой управление этой бронемашиной ведется в автономном режиме – через камеры наблюдения и без контакта с окружающей средой.

Подобные идеи появились не сегодня

Другой вопрос, что «Армата» – это платформа, которая в первую очередь создается для пилотирования личным составом, поэтому для дрона она имеет размеры, являющиеся чрезмерными для подобной военной техники.

Старший научный сотрудник Центра комплексных и международных исследований ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин считает, что боевые задания для такой техники найдутся и в рамках отечественных Вооруженных сил.

«На самом деле, вполне логично делать дистанционно управляемые или роботизированные танки на базе основных боевых танков. Тем более, это не какая-то идея, связанная именно с «Арматой», поскольку подобные работы в отечественном танкостроении предпринимались еще перед Второй мировой войной. Такие эксперименты проводились с танками серии БТ и Т-26, причем даже были достигнуты ограниченные результаты», - констатирует Кашин.

В рамках экспериментов для управления подобной бронетехникой использовались различные приборы, в том числе, и образцы телевизионной техники, которая была доступна в тот исторический период развития технологий.

Такая техника будет годиться для отдельных боевых миссий

«Данная идея вообще очень старая, причем смысл заключается в том, что это не будет основной военной техникой, которая заменит существующий парк основных боевых танков. При этом, такая техника может использоваться для реализации отдельных миссий, которые носят самоубийственный или сверхсложный характер», - заключает Кашин.

Соответственно, такой танк можно будет отправить на выполнение миссии после выполнения которой он гарантированно погибнет, и это действительно должно стать серьезным преимуществом для российских Вооруженных сил.

«Это позволит сохранить ценные боевые экипажи и избежать деморализации войск. Также есть еще один момент – например, если судить по последнему израильскому опыту, существуют ситуации, когда экипаж не мог покидать боевую машину на протяжении долгого времени – просто из-за опасений за свою жизнь. В результате, израильские военные вынуждены были проводить в танке по два-три дня, что крайне негативно действовало на состояние экипажа», - резюмирует Кашин.

Все это коррелирует с той проблемой, что если экипаж танка устал, то он не может выполнять свои боевые задачи вплоть до того, как люди не отдохнут и не придут в нормальную физическую форму – ведь они могут быть просто истощены до предела.

Роботизированный танк – это огромный шаг вперед

«У дистанционно-управляемой машины достаточно просто менять операторов, в результате чего, танк сможет выполнять боевые задачи без остановки на протяжении сразу нескольких суток, т.е. здесь есть плюсы», - констатирует Кашин.

Естественно, здесь все не так просто, поскольку данная военная техника ставит массу вопросов по защите каналов связи, что в рамках подобного боевого применения является принципиальным. Впрочем, если мы сумеем решить эти вопросы, то займем лидирующие позиции в мире, поскольку ни у кого на сегодня нет даже приблизительных аналогов.

«Такие технологии пока делают первые шаги в мире, причем даже когда речь идет не об основном боевом танке, а о неком специализированном шассе, специально разработанном для соответствующих экспериментов», - заключает Кашин.

Если брать роботехнику, то на сегодня все это находится на ранней стадии развития, причем не только в бронетехнике, но и даже в таком направлении, как гражданское автомобилестроение, где технологические требования намного ниже.

«Вообще, основной боевой танк – это наиболее сложная военная техника в составе сухопутных войск. Поэтому если такой вариант «Арматы» действительно будет создан, то мы увидим значительный рывок нашего ОПК вперед. Все это даст большой потенциал к росту и в некоторых смежных гражданских областях», - резюмирует Кашин.

Таким образом, нужно сделать вывод, что эта новость «Уралвагонзавода» носит позитивный характер.