Защитный комплекс "Президент-С" спас российский вертолет Ми-8 в Сирии
Российский вертолет Ми-8, перевозивший гуманитарный груз в сирийской провинции Хама 8 октября, был обстрелян из переносного зенитно-ракетного комплекса. Ракета прошла мимо. В официальном сообщении говорилось, что благодаря набранной высоте, своевременному обнаружению обстрела и мастерству экипажа, применившему противоракетный маневр, удалось избежать повреждения Ми-8. Никто из находившихся в вертолете российских военнослужащих не пострадал. Но только ли пилотажное мастерство пилотов спасло винтокрылую машину и всех, кто находился на борту? Увы, никакой противоракетный маневр вертолет, на который навели ПЗРК, не спасет. В этом убедились наши пилоты в Афганистане. Впрочем, еще во время войны во Вьетнаме советскими ПЗРК типа "Стрела" было сбито более 200 американских вертолетов и самолетов. Даже термические тепловые ловушки не всегда помогали. А уж против современных ракет с обновленным программным обеспечением, отсеивающим ложные цели, они вообще бессильны. В августе 2002 года при подлете к аэродрому Ханкала в Грозном боевики сбили тяжелый вертолет Ми-26. Погибло 127 человек - больше, чем на атомоходе "Курск". Расстреляли вертушку родной "Иглой", непонятно как оказавшейся у боевиков. Это заставило военных задуматься о том, можно ли вообще уберечь вертолеты от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Основой комплекса "Президент-С" является специально разработанная сапфировая лампа Перед оборонкой задачу поставили. Технически она оказалась очень сложной, а сама ее реализация походила на триллер. Когда макет уникальной защиты в 2004 году впервые был собран в металле, предприятие-разработчик атаковали рейдеры. Кому-то приглянулась территория, где можно было поставить прибыльный торговый центр, но этому мешало какое-то НИИ. Тот наезд отбили, в том числе благодаря выступлению "Российской газеты". Систему оптико-электронной защиты сделали, испытали, военные остались довольны и приняли ее на вооружение. Даже предложили на экспорт под именем "Президент-С". Летом 2010 года на оружейном салоне Eurosatory в Париже состоялась мировая премьера нашего "Президента". Это стало сенсацией. Ни в одной армии мира ничего подобного не было. По странному совпадению в конце того же года против одного из главных разработчиков оптико-электронной защиты профессора Александра Кобзаря пытались возбудить уголовное дело по совершенно надуманному предлогу. Ничего не вышло и на этот раз. С 2010 года все российские вертолеты, работающие в "горячих точках", в обязательном порядке стали оснащаться комплексами "Президент-С". Представляет он из себя "шарики", которые устанавливают на нижней внешней части фюзеляжа вертолета. Специальные датчики сканируют воздушное пространство и как только засекают летящую ракету с инфракрасной головкой, дают команду на включение защитной системы. По словам специалистов, работа комплекса "Президент-С" основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ, который ее электронный "мозг" воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется. Казалось бы, все очень просто, но эту "простейшую" задачу кроме российских инженеров никто в мире так и не решил, до промышленного производства не довел. Сейчас система "Президент-С" устанавливается на ударно-разведывательные вертолеты Ка52 "Аллигатор" сразу при их сборке. Стали ставить "шарики" и на Ми-8, которые отправлялись на боевые задания. Система оптико-электронной защиты активно совершенствуется. Планируется оснащать ими штурмовики Су-25. Для более тяжелых самолетов, в том числе бомбардировщиков, создаются системы защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения на основе лазерных технологий. Перспективные образцы демонстрировались на авиакосмическом салоне МАКС2009. А в Сирии 8 октября, похоже, состоялась успешная проверка боем защитной системы, которая стоит на наших вертолетах.