Лавров, Зариф и Муаллем обсудят в Москве ситуацию в Сирии и Ираке
Главы МИД России, Сирии и Ирана Сергей Лавров, Валид Муаллем и Мохаммад Джавад Зариф в пятницу проведут трехстороннюю встречу в Москве, в ходе которой затронут военно-политическую и гуманитарную обстановку в Сирии, ситуацию в Ираке, а также совместные усилия по борьбе с террористами. Затем Лавров проведет уже двусторонние переговоры со своим сирийским и иранским коллегами. В подобном формате Лавров, Муаллем и Зариф встречались в январе 2014 года в Москве перед международной конференцией "Женева-2", а также перед первыми в истории сирийского конфликта переговорами правительства и оппозиции Сирии. По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, особого прорыва от встречи глав МИД РФ, Ирана и Сирии ожидать не стоит из-за различных взглядов стран на сирийский конфликт, попытке снять эти противоречия и будут посвящены переговоры.
Новая встреча в Москве
В подобном трехстороннем формате Лавров, Муаллем и Зариф встречались более двух лет назад в январе 2014 года в Москве перед международной конференцией "Женева-2", а также перед первыми в истории сирийского конфликта переговорами правительства и оппозиции Сирии. В эту пятницу, помимо обстановки в Сирии, где в фокусе внимания естественно будет динамика развития событий в Алеппо, а также борьба с террористами "Исламского государства" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусры" (обе группировки запрещены в РФ — ред.), дипломаты затронут и ситуацию Ираке. "28 октября состоится трехсторонняя встреча с участием министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, его сирийского и иранского коллег. В центре обсуждения будут вопросы развития ситуации в Сирии с учетом общей приверженности трех стран бескомпромиссной борьбе с терроризмом, обеспечению остановки боевых действий, скорейшему прекращению страданий мирного населения, решению гуманитарных проблем и запуску политического процесса на известной международной правовой основе", — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова Также, по словам дипломата, министры "предполагают обсудить складывающуюся военно-политическую обстановку в Ираке, в том числе с учетом задачи эффективной борьбы с террористами ИГ". То, что переговоры будут касаться Сирии, подтвердил и представитель иранского внешнеполитического ведомства Бахрам Касеми. "Зариф во главе делегации в пятницу поедет в Москву и вечером того же дня вернется в Тегеран. Главы МИД Ирана, России, Сирии в пятницу проведут в Москве трехстороннюю встречу касательно событий, происходящих в Сирии", — сказал он. Понимание того, что без участия Ирана нельзя обойтись в решении сирийского конфликта, постепенно пришло и к США. Накануне госсекретарь США Джон Керри заявил, что решение вопроса урегулирования в Сирии невозможно без Ирана и России, исключение этих стран из переговорного процесса, по его мнению, означало бы создание новых проблем. "Вот почему год назад мы собрали международную группу поддержки Сирии, которая включала все страны, вовлеченные в конфликт. В том числе и Россию, и Иран. Кто-то говорит: зачем вы сидите за столом переговоров с этими ребятами? Потому что они вовлечены, становиться частью соглашения без них — значит создавать новые проблемы", — сказал Керри, выступая в совете Чикаго по международным отношениям.
Устранение противоречий
Впрочем, как считает востоковед Сергей Демиденко, особого прорыва на встрече глав МИД РФ, Ирана и Сирии ожидать не стоит из-за принципиально разных взглядов стран на сирийский конфликт, попытке снять эти противоречия и будут посвящены переговоры "Поговорить есть о чем, но видение всех трех сторон того, как будет развиваться конфликт в Сирии, оно если не диаметрально, то, во всяком случае, серьезно диссонирует друг с другом. Я думаю, особого прорыва ожидать не стоит, именно в силу того, что мы под разными углами смотрим вообще на ситуацию. И цели и задачи наши абсолютно разные в этом конфликте. Широко известно, что внутри этого сирийско-иранско-российского альянса тоже есть определенные противоречия, которые нужно снимать", — заявил эксперт РИА Новости. По его мнению, пока рано говорить об альянсе, потому что у каждой из сторон есть свое видение ситуации. "Как-то эти позиции сторон нужно каким-то образом примирять, чтобы создать хоть какое-то подобие коалиции, борющейся с ИГ. Соответственно у нас с Ираном возникли трудности по поводу использования военной базы на его территории… С сирийской стороны тоже не все так гладко, потому что там, где мы, предположим, настаиваем на том, чтобы соблюдался режим перемирия, сирийские войска это не всегда делают. Еще не так давно Башар Асад провел (парламентские) выборы, которые шли вразрез с требованием резолюции соответствующей ООН, а эту резолюцию мы, в частности, принимали", — напомнил Демиденко. По его мнению, совершенно очевидно, что в центре этих переговоров будет военно-техническое сотрудничество и, собственно, политическое сотрудничество вокруг урегулирования сирийской проблемы". "Поэтому, на самом деле, есть, о чем поговорить. Договоримся ли, вот это другой вопрос. На мой взгляд, на этой встрече если и стоит ожидать какого-то прогресса, то исключительно тактического характера это будут успехи. Положа руку на сердце, для нас Сирия нужна исключительно с точки зрения укрепления нашего международного имиджа, с точки зрения прорыва международной блокады, в которой мы сейчас оказались" — считает эксперт. Для Сирии же, по его мнению, совершенно иная ситуация для режима Башара Асада. Там, по его словам, вопрос стоит уже "о выживании и сохранении у власти не только режима алавитов, но и собственно говоря, всех тех финансово-экономических групп, которые на этот режим рассчитывают как на гарант сохранения их позиций". "С иранской стороны, очевидно, необходимо сохранить режим Башара Асада как фактически единственного союзника иранского руководства в регионе, последовательного и долгосрочного союзника", — полагает специалист.
И двусторонние отношения
В пятницу Лавров также проведет отдельные двусторонние переговоры с Муаллемом и Зарифом. Как сообщили в российском внешнеполитическом ведомстве, центральное место в предстоящих двусторонних переговорах глав МИД РФ и Сирии займет военно-политическая и гуманитарная обстановка в Сирии. Кроме того, как ожидается, Лавров и Муаллем обсудят события в Алеппо, усилия российских и сирийских военных по борьбе с террористической группировкой "Исламское государство", а также обеспечение населения гуманитарной помощью. "В фокусе внимания будут динамика развития событий в Алеппо, усилия российских и сирийских военных, продолжающих борьбу с террористами ИГ и "Джебхат ан-Нусры", обеспечение населения гуманитарной помощью, в первую очередь продуктами питания, медикаментами и предметами первой необходимости", — констатировали в МИД. Безусловно, сирийский вопрос будет центральным на всех уровнях консультаций в пятницу. Однако главы МИД Ирана и РФ в этом контексте могут обсудить и отдельные аспекты двустороннего сотрудничества. "В пятницу у него (Зарифа) будут двусторонние консультации с Лавровым. Они будут обсуждать двусторонние отношения и региональную проблематику. У нас есть целый ряд вещей, которые надо реализовать с Ираном. Это торгово-экономические отношения, реализация тех планов, которые определили президенты, — кредит по электрификации ж/д, плюс строительство тепловой станции, реализация проекта 2 и 3 блока "Бушер" — это главные вопросы", — заявил РИА Новости спецпредставитель президента России по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов. Кроме того, по словам Кабулова, будет обсуждаться "повышение дальнейшей внешнеполитической координации действий на ближневосточном направлении с фокусом на Сирию и Ирак", Сирия при этом будет основной темой во внешнеполитической повестке дня. Он добавил, что также иранская сторона может поднять вопрос "облегчения визового режима для водителей грузовиков". Не исключено, что в контексте сирийского урегулирования министры могут затронуть и вопрос использования Россией иранской авиабазы Хамадан. Как отметил в интервью РИА Новости посол Ирана в РФ Мехди Санаи, Москва и Тегеран "в целом тесно работают по вопросу Сирии", и "здесь сейчас нет серьезных проблем". Также предметом двусторонних консультаций могут стать вопросы поставок вооружений. Мехди Санаи указал, что "Иран заинтересован продолжать свое сотрудничество по оборонной линии с Россией и даже расширять и развивать его".