Войти в почту

Поможет ли риторика Трампа пережить рецессию?

Москва, 3 сентября - "Вести.Экономика" Дональд Трамп завершил свое выступление на недавнем саммите G7 приглашением собравшихся лидеров провести следующую встречу в его загородном клубе Doral недалеко от Майами, где можно увидеть фантастический мир “магических зданий” и “самые большие и лучшие во Флориде бальные залы”. Это был еще один пример типичной для американского президента красочной речи, которую он совершенствовал почти 50 лет. Можно проследить основные этапы его публичных выступлений, напечатав слово “Трамп” в поисковике Google Ngrams. Для того, чтобы его риторика стала яркой, лаконичной и привлекательной потребовалось много лет, но даже ранние комментарии миллиардера отличались особой изюминкой и мгновенно становились общественным событием, пишет в The Guardian известный американский экономист Роберт Шиллер. Отчасти гений Трампа кроется в его стремлении на протяжении всей своей жизни сохранять один и тот же образ и стиль поведения: акцент на романтическом ореоле, всегда находится среди обворожительных женщин и демонстрация невероятного влияния. Трамп придерживается своей стратегии как минимум с 1983 г., когда газета The New York Times в статье “Империя и эгоизм Дональда Трампа” назвала его “международно признанным символом Нью-Йорка, Меккой для сверхбогатых мира”. Возьмем, к примеру, его интерес к профессиональному рестлингу - явно инсценированным спортивным состязаниям, которые по непонятным причинам привлекают огромный интерес американцев. Трамп освоил используемый в рестлинге прием “кейфеб” (представление фейковых событий реальными) и эффективно применял его для увеличения своей привлекательности. Более того, в 2007 г. он даже принял участие в инсценированной “жестокой драке” во время одного из транслируемых по телевидению раундов профессионального рестлинга. В 2004 г. Трампу посчастливилось стать ведущим реалити-шоу “Подмастерье” (The Apprentice), в котором показывались уже реальные бизнес-соревнования. Он сразу же увидел в “Подмастерье” возможность всей жизни: он сформировал образ жесткого лидера, который способен принимать тяжелые, но справедливые решения. Фраза “Ты уволен!” стала его фирменным знаком и символом яркого и харизматичного руководителя. Находясь в Белом доме, Трамп продолжает вести себя как в популярном реалити-шоу, давая короткие, лаконичные указания и иронично комментируя те или иные события. На съезде Республиканской партии в 2016 г. после описания США слабеющей державой, он заявил, что лишь ему удасться решить эту сложную проблему. Как и в “Подмастерье” он увольняет высокопоставленных чиновников в своей администрации с беспрецедентной скоростью, явно не желая терпеть тех, кто имеет независимую позицию или кто готов поставить под сомнение его указания. Это привело к новой форме деспотизма в правительстве США. При этом Трамп прекрасно знает, что на его любую, даже случайно вырвавшуюся фразу реагирует не только американская, но и мировая экономика. Однако данное поведение трудно назвать чем-то новым. Трамп придерживается стратегии, о которой еще во II веке написал древнегреческий философ Лукиан Самосатский в эссе об ораторском искусстве. Глубокий знаток человеческой психики и публичных выступлений советовал лидерам создавать необходимую на данный момент реальность, не боясь при этом приукрашивания или замалчивания определенных фактов. Причем, по мнению Лукиана, важно не столько содержание, сколько последовательность: “Не бойтесь невежества, безрассудства, а также наглости и бесстыдства. Скромность, респектабельность, сдержанность и неловкость оставьте дома, ибо они бесполезны и в некотором роде даже препятствуют делу. Если вы нарушаете правила поведения или совершаете непристойный поступок, пусть беззастенчивость станет вашим главным лекарством”. Конечно, в эпоху, когда люди не жили так долго, как сегодня, Лукиан не мог себе представить, что можно в течение 50 лет придерживаться нахрапистости и наглости. Но подобное поведение не может продолжаться вечно и доверие к поведению Трампа, скорее всего, исчезнет с наступлением рецессии. Во время кризиса люди заново оценивают свои взгляды и привязанности. Потребители резко сокращают свои расходы, отказываются от покупок, которые можно отложить (новый автомобиль, ремонт дома или дорогой отдых). Компании тратят меньше на новые заводы и оборудование, а также откладывают прием новых сотрудников. Пока Трамп с вульгарной и клоунской риторикой все еще остается вдохновением для многих потребителей и инвесторов. Экономика США демонстрирует самый длительный период роста с 1850-х гг., а позитивная риторика главы Белого дома - отчасти одна из причин устойчивости американской экономики. Но мотивационные ораторы рано или поздно отталкивают тех людей, которых они когда-то вдохновляли. Вспомним неожиданную политическую кончину американского сенатора Джо МакКарти в 1954 г., после того как он слишком далеко зашел в своей антикоммунистической риторике. В президентском правлении Трампа слишком много непредсказуемости, чтобы сделать точный прогноз на будущее. Он попытается сохранить свой публичный стиль, который так хорошо и долго служил ему. Однако он не спасет его от серьезного кризиса. Но даже до того, как наступят тяжелые времена, общественность начнет все чаще замечать его недостатки, а на политической арене появятся новые лидеры с более яркой и привлекательной риторикой.

Поможет ли риторика Трампа пережить рецессию?
© Вести Экономика