Войти в почту

Напряженность на Ближнем Востоке подрывает азиатско-европейскую торговлю

Москва, 14 мая - "Вести.Экономика" Ущерб, нанесенный нефтяным танкерам Саудовской Аравии в Персидском заливе, усилит политическую напряженность между Саудовской Аравией-США и Ираном. Эта напряженность может негативно отразиться на состоянии региональной торговли и будущих морских перевозках. Последние несколько лет между Саудовской Аравией и Ираном сохранялась политико-религиозная напряженность. Саудовская Аравия и Иран – конкурирующие нефтедобывающие страны. Политическая напряженность между Израилем и Ираном стала результатом того, что Иран поддержал общину «Хезболлы» в южном Ливане, недалеко от границы с Израилем. США, Израиль и Саудовская Аравия обеспокоены намерением Ирана создать ядерное оружие, поддерживая более жесткие экономические санкции и военные действия против Ирана. Инициированная Америкой экономическая изоляция Ирана может повлиять на торговлю между Китаем и Европой, между Индией и Европой. Некоторые железнодорожные поезда, перевозящие высокоприоритетные грузы между Китаем и Европой, проходят по железной дороге через Иран. Для их перевозки в и из Европы Индия предложила построить железнодорожную линию между юго-восточным Ираном и Тегераном, чтобы соединить с Турцией и Европой. У Индии и Китая есть потенциал для сотрудничества, чтобы построить новый участок железнодорожной линии в Турции вокруг озера Ван. Великий Шелковый Путь Новая инициатива Китая, касающаяся современного Великого шелкового пути, включает развитие морских перевозок, дорог, железнодорожных линий и трубопроводов, по которым транспортируется нефть и природный газ. Экономика Китая зависит от импортируемой нефти и природного газа, а сухопутные трубопроводы обеспечивают надежные поставки и того, и другого. Если ВМФ США может перехватывать нефтяные танкеры, перевозящие иранскую нефть в Оманский залив и Аравийское море, то из-за сухопутных трубопроводов возникает проблема совершенно иного рода, США угрожают странам, стремящимся торговать или поддерживать торговлю с Ираном. Присутствие кораблей ВМС США в Южно-Китайском море поддерживает эскалацию американо-китайской напряженности. Часть инициативы Великого шелкового пути может включать в себя улучшение судоходства между Каспийским морем и Черным морем для транзита больших грузовых судов, которые заходят в порты стран на границе с Каспийским морем. Экономические санкции США против Ирана, политическая напряженность США в отношениях с Турцией и Россией помогают отложить на неопределенный срок планы по строительству навигационного канала между Азовским морем и Каспийским морем. В последние годы в нем снижался уровень воды. Навигационный канал между двумя морями может поставлять дополнительную воду в Каспийское море. Важность Каспийского моря Местная торговля между странами вокруг Каспийского моря зависит от достаточной глубины вод, в которых должны проплывать суда. Сухопутные расстояния между несколькими портами Каспийского моря во много раз превышают морские расстояния. В итоге растут расходы на грузовые перевозки. У инициатив, сдерживающих экономику России и Ирана, есть возможность повлиять на экономику многих других стран региона. Против Ирана ведутся военные действия, в результате которых должна быть приостановлена эксплуатация нефтепроводов и газопроводов. Все это может иметь огромные экономические и политические последствия. Ближневосточная нефть Доступ к нефти подпитывает национальные экономики во всем мире. Известно, что администрация Рузвельта в свое время разработала план, который должен был ограничить доступ Японии к нефти из других азиатских стран. Эти действия лишь ускорили нападение Японии на Перл-Харбор. Считается, что в северо-восточном Ираке огромные запасы нефти. Нефтепровод между Китаем и Ираном может быть проведен в Ирак для транспортировки дополнительной нефти в Китай, с альтернативным трубопроводом на север через Турцию в обход Ирана и по дну Каспийского моря. Считается также, что в землях к востоку от Каспийского моря находятся месторождения нефти, которые нефтепровод из Ирана может доставить в Китай. Если бы Россия захотела, то по навигационному каналу между Каспийским морем и Азовским морем можно было бы перевозить суда, транспортирующие нефть из будущих нефтяных терминалов Каспийского моря в Черное море, и переправлять на баржах поезда по реке Дунай, в Европу. Вполне возможно, что в интересах США лежит стремление контролировать экспорт и продажу нефти из некоторых стран Ближнего Востока на международные рынки. Провокационные инциденты в море Предполагаемые нападения на нефтяные танкеры Саудовской Аравии между Ормузским проливом и Персидским заливом обострят напряженность в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией. Еще до начала военных действий между США и Северным Вьетнамом, боевое судно Vietcong, якобы, обстреляло военный корабль США в ходе патрулирования в Тонкинском заливе. Историки усомнились в том, почему американское судно оказалось в этом месте. Они предположили, что это рыбацкая лодка запустила ракету в небо, чтобы предупредить другие рыбацкие лодки о своем местонахождении. Рост напряженности между США и Ираном, а также между Саудовской Аравией и Ираном повысила вероятность инцидента на море между Оманским заливом через Ормузский пролив и Персидский залив. Учитывая рост присутствия военных кораблей США в Персидском заливе, усиливается вероятность того, что предполагаемой мишенью этого инцидента является судно под американским флагом. 12 августа 2000 года военный корабль США Cole стал объектом теракта, когда он пришвартовался в порту Аден. Еще неизвестно, кого обвинят в случае повторной атаки. Повышение государственных доходов Экономические санкции США против Ирана, американские торговые тарифы против китайских товаров, поступающих на рынки США, угрозы американских санкций против стран, которые ведут торговлю с Ираном, могут быть частью стратегии «Сделать Америку снова великой». Китайско-европейская и индоевропейская торговля, включающая железнодорожные контейнерные перевозки через Иран, даст новые возможности для развития производства и занятости в Америке. Американские экономисты предупреждают, что торговые тарифы Америки на китайские товары негативно скажутся на гражданах США, но и увеличат необходимый доход для казны США. Саудовская Аравия и Израиль, вероятно, поддержат военные действия США против Ирана, которые вызовут серьезные экономические и политические сбои во многих странах, включая Китай и Индию. Если бы не было военного удара США по Ирану и нефтепроводам, поставляющим нефть из Ирана в Азию, международное сотрудничество между торговыми партнерами Ирана могло бы противостоять санкциям США. В итоге подобная политика стала бы неактуальной. Чтобы сместить высокоприоритетную торговлю между Китаем и Европой, трейдеры могут либо обратиться к воздушным перевозкам, либо разработать менее энергоемкие технологии. Некоторым официальным лицам США, похоже, нравится идея военного удара.