Войти в почту

Федрезерв Трампу не по зубам

Москва, 25 апреля - "Вести.Экономика" Старший научный сотрудник Центра исследований экономической политики Принстонского университета Билл Дадли полагает, что президент США не сможет взять под контроль Центробанк США. Президент Дональд Трамп продолжает атаковать ФРС США, подвергая постоянной критике его руководство. Затем глава Белого дома начал продвигать в руководство регулятора лояльных ему кандидатов. Как писали ранее “Вести. Экономика”, в совет управляющих ФРС Трамп выдвинул бизнесменов Хермана Кейна и Стивена Мура. Правда, позже он отказался от идеи продвигать в ЦБ страны бывшего руководителя сети пиццерий. Между тем, как отмечает старший научный сотрудник Центра исследований экономической политики Принстонского университета Билл Дадли, действия главы государства породили опасения того, что он может получить некоторый контроль над “самым мощным центральным банком в мире”, заставив выполнять свои требования. А это, как отмечает эксперт, не лучший вариант для экономики страны в долгосрочной перспективе. Впрочем, сам Дадли считает, что оснований для паники нет. “Федеральный комитет по открытому рынку, который определяет денежно-кредитную политику США, заполнен, в основном, людьми, которые оставляют политику за дверью. Если бы Трампу удалось получить одобрение Сената для Стивена Мура и другого кандидата, и если бы оба оказались совершенно лояльными ему, у них все равно было бы только два голоса из 12 в комитете. Этого недостаточно, чтобы приблизиться к политизации решений ФРС”, - пишет экономист. Нынешние члены комитета полностью согласны с текущим курсом денежно-кредитной политики, отмечает Дадли. По его мнению в случае, если бы в комитете наблюдался раскол, назначение протеже Трампа имело бы более проблематичные последствия. Но ведь даже в этом случае влияние в комитете зависит не только от цифр. Наиболее опытные его члены в “эпоху Пауэлла”, Ричард Кларида и Джон Уильямс, работают в тесном контакте с сотрудниками ФРС, определяют повестку дня и, следовательно, имеют наибольшее влияние в определении денежно-кредитной политики. Кроме того, поскольку положения “Закона об открытости правительства” требуют, чтобы результаты собрания четырех или более членов совета управляющих ФРС были обнародованы, обычно только два или три губернатора совещаются непосредственно для разработки стратегии и тактики до официальных заседаний комитета и Совета. Таким образом, те, кто не попал в основную группу имеют меньшее влияние. “Короче говоря, тот, кого назначает Трамп, не будет центральным в процессе разработки политики, если только один из них не станет председателем. А это вряд ли произойдет в ближайшее время, поскольку председатель Пауэлл заявил, что он намерен полностью отработать свой срок, который длится до февраля 2022 года”, - пишет Дадли. Экономист отмечает, что, безусловно, сдвиг в качестве потенциальных назначенцев — от Пауэлла и Клариды до Мура и Германа Кейна (который недавно снял свою кандидатуру) - поразителен. И, по мнению Дадли, в случае, если откроется большее количество позиций в Совете управляющих ФРС, останется риск того, что большее количество назначенцев с явно политическими целями сможет подорвать процесс разработки политики ФРС. А в случае, если Дональд Трамп выиграет выборы и останется на посту президента на второй срок, у него будет возможность заменить Пауэлла кем-то более податливым. Таким образом, результаты следующих выборов могут иметь важные последствия для независимости ФРС в долгосрочной перспективе. Кроме того, непрекращающиеся нападки на Федрезерв угрожают подорвать доверие к регулятору, подчеркивает эксперт. “Во-первых, склонность президента обвинять ФРС в плохих экономических показателях может побудить других сделать то же самое. Во-вторых, особенно в то время, когда решения ФРС по процентным ставкам являются столь спорными, громкая критика Трампа может заставить людей поверить, что ФРС поддалась его требованиям. Даже если это не так, такое восприятие поставило бы под сомнение честность ФРС”, - пишет Дадли. Как правило, президенты США, воздерживаются от критики ФРС. Так повелось еще с 1993 года, когда Роберт Рубин, тогдашний глава Национального Экономического совета президента Билла Клинтона, признал, что от этого мало пользы. “Это, вероятно, не изменит направление деятельности ФРС, но может поколебать уверенность рынка в независимости Центрального банка. Если рынки решат, что у ФРС есть политическая повестка дня ( например, стимулирование экономики перед выборами) они станут более волатильными, и затраты на долгосрочные заимствования, вероятно, увеличатся, чтобы компенсировать риск более высокой инфляции. И это значительно перевешивает любую потенциальную выгоду от влияния на решения ФРС по денежно-кредитной политике”, - рассуждает экономист. При этом Дадли отмечает, что Трамп игнорирует эти аргументы: “Его желание иметь ФРС в качестве козла отпущения, по-видимому, перевешивает его озабоченность по поводу компрометации независимости Центрального банка. По иронии судьбы, чем лучше Пауэлл и его коллеги делают свою работу — тем больше они способны противостоять Трампу и поддерживать уверенность рынков в своей независимости. И тем меньше президент заплатит за достойную сожаления критику ФРС”.