Может ли в США повториться биржевой обвал 1987 года
19 октября 1987 года котировки Dow Jones на Нью-Йоркской фондовой бирже упали на 22,6%. Крупнейший обвал со времён Великой депрессии застал инвесторов врасплох, ведь до этого биржевые показатели устойчиво росли. По словам экспертов, нынешняя экономическая ситуация в США схожа с той, что была 30 лет назад. Котировки активно растут, а Дональд Трамп, так же как и президент Рональд Рейган, планирует резко снизить фискальную нагрузку и повышает потолок внешнего долга. RT выяснял, может ли повториться в США «чёрный понедельник».
В канун 30-й годовщины «чёрного понедельника» фондовые индексы на американской бирже продемонстрировали рекордный рост. По итогам торгов 17 октября фондовые индексы Dow Jones Industrial Average и Standard & Poor's 500 обновили исторический максимум. В частности, Dow Jones впервые за 100 лет преодолел отметку в 23 000 пунктов. Американские биржевые индексы демонстрируют рост на протяжении последнего периода: например, в январе 2017 года индекс Dow Jones впервые в истории превысил 20 000 пунктов.
С начала 2017 года индекс Dow Jones обновлял рекорды 49 раз.
По мнению экспертов, биржевой скачок спровоцировал Дональд Трамп, подписав ряд исполнительных приказов.
Аналитики MarketWatch (сайт финансовой информации, принадлежащий компании Dow Jones & Company. — RT) считают, что нынешний рост котировок связан с сильной финансовой отчётностью фармацевтических корпораций и банков.
Однако активный рост фондовой биржи, не подкреплённый соответствующим ростом реального сектора, как правило, вызывает серьёзные опасения у экспертов.
Биржевому коллапсу 1987 года также предшествовал динамичный рост биржевых индексов. Но всего за одну сессию 19 октября индекс Dow Jones обрушился сразу на 22,6% — впоследствии этот день назвали «чёрным понедельником».
Хроника пикирующего Dow Jones
Начиная с 1982 года фондовый рынок США неуклонно рос: только с 1985 года по 1987 год индекс Dow Jones удвоил свои показатели. Напомним, Dow Jones является старейшим рыночным индексом США и показывает суммарную динамику цен акций крупнейших американских корпораций, за исключением компаний, работающих в транспортной и коммунальной сферах.
Биржевой рост 1980-х происходил на фоне экономических реформ Рональда Рейгана, включавших, в частности, снижение фискальной нагрузки на бизнес и граждан и ограничение инфляции с помощью денежно-кредитных инструментов. Администрации Рейгана удалось снизить уровень безработицы до 5%, а также добиться значительного экономического подъёма — за десять лет объём валового национального продукта вырос на 28%.
Обратной стороной этих достижений стал стремительный рост внешних заимствований — с $997 млрд до $2,85 трлн. Взяв курс на сокращение налоговых поступлений, Рейган значительно увеличил оборонные траты: только за первые пять лет его правления бюджет Пентагона достиг $1,6 трлн, что заметно превышало социальные расходы государства.
Демонстрировавший активный рост на протяжении пяти лет индекс Dow Jones начал снижаться осенью 1987 года. В пятницу, предшествовавшую «чёрному понедельнику», котировки Dow Jones снизились сразу на 5%. Крах не заставил себя ждать: уже в понедельник, 19 октября, Dow Jones рухнул с 2246 до 1738 пунктов, потеряв таким образом 22,6%.
Причины и следствия
В качестве ситуативных причин, повлёкших биржевой крах, приводится ряд факторов. Свой вклад внесли компьютерные программы, успевшие к тому моменту завоевать популярность у трейдеров. Компьютерная система выдавала рекомендации, исходя из господствовавших на рынке тенденций. На протяжении нескольких лет, предшествовавших коллапсу, сохранялась положительная динамика, и программы выдавали рекомендации на покупку акций. Приостановка роста спровоцировала лавину заявок на продажу — это, по мнению экспертов, стало одной из причин обвала.
Свою роль сыграл и технический сбой на Нью-Йоркской фондовой бирже: на протяжении первых 30 минут работы биржи обрабатывались только «машинные» заявки. Результатом сбоя стало заметное падение индекса всего за полчаса, инвесторы бросились сбывать фьючерсы (срочный биржевой контракт, согласно которому участники сделки обязуются продать или приобрести актив по фиксированной цене) в надежде сохранить хотя бы часть средств, чем ещё больше усугубили ситуацию.
Заявок на продажу было так много, что Нью-Йоркская фондовая биржа приостановила торги — это также подхлестнуло всеобщую панику.
Впрочем, по мнению экспертов, всё перечисленное было только следствием, а истинные причины обвала — торговый и бюджетный дефицит американской экономики. Кроме того, катализаторами биржевого кризиса могли стать растущее недоверие к доллару и отток инвестиций в альтернативные активы — либо в иностранные валюты, либо в американские гособлигации.
Конец рейганизма
После обвала 1987 года на Нью-Йоркской фондовой бирже были запрещены те виды программного трейдинга, которые, по мнению экспертов, могли спровоцировать новый крах. Также был введён механизм приостановки торгов в случае резкого падения котировок Dow Jones — эти меры призваны не допустить повторения событий «чёрного понедельника».
В отличие от биржевых кризисов 1929 и 2008 годов, обвал 1987 года не привёл к экономической рецессии в США. Сохранить стабильность финансовой системы удалось с помощью интервенций Федеральной резервной системы, возглавляемой в то время Аланом Гриспеном. После обвала 1987 года ФРС запустила печатный станок, одновременно с этим росли объёмы внешних заимствований.
Однако фундаментальных выводов из сложившейся в конце 1980-х ситуации сделано не было. Комментируя кризис 2008 года, известный американский философ Фрэнсис Фукуяма назвал его «концом рейганизма», хотя реформы Рейгана проводились за 19 лет до этого.
«У Рейгана было несколько идей, одна из которых состояла в том, чтобы сократить налоги, но траты оставить на прежнем уровне: считалось, что это приведёт к экономическому росту. И привело, но это же породило и множество проблем. Другая идея состояла в дерегуляции, в том числе и в дерегуляции финансовых рынков. И именно здесь таились самые крупные ошибки — эти идеи необходимо в корне пересмотреть», — заявил Фукуяма в интервью The New Times.
По оценкам экспертов, для рейганомики была характерна деиндустриализация. Количество рабочих мест в стране росло, но преимущественно в непроизводственной сфере. В это же время число занятых в сталелитейной и лёгкой промышленности, автомобилестроении и других производственных секторах сокращалось. Следствием деиндустриализации страны стал перекос в торговом балансе — сегодня США значительную долю товаров импортируют.
Рецепт Трампа
Почти за год до победы на президентских выборах Дональд Трамп критиковал сложившуюся в американской экономике ситуацию.
«Мы находимся в пузыре. Честно говоря, когда пузырь лопнет, я надеюсь, что это произойдёт до того, как я стану президентом. Я не хочу получить его в наследство и все эти последствия. Я бы предпочёл, чтобы это произошло за день до, а не на следующий день после», — заявлял Трамп.
Кроме того, миллиардер грозился сменить главу ФРС Джанет Йеллен и рефинансировать колоссальный внешний долг США, говоря о том, что задолженность «разъедает Америку, как рак».
Однако, выиграв выборы, Трамп начал действовать ровно противоположным образом. Глава Белого дома добился повышения лимита госдолга — средства потребовались для ликвидации последствий урагана «Харви».
«Опустить потолок госдолга Вашингтон не может — это мгновенно отразится на экономике США, а также на экономике других стран и на мировой экономике в целом, так как доллар является мировой резервной валютой, — пояснила в интервью RT ведущий аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. — Поэтому потолок госдолга будет подниматься и дальше, и все будут закрывать на это глаза. Но пока США способны обслуживать свой долг, это не станет причиной кризиса».
Отношение Трампа к пузырю на фондовой бирже также изменилось. Рост биржевых котировок политик объясняет положительным эффектом своей экономической политики.
«Фондовая биржа с момента выборов 8 ноября выросла на $5,2 трлн — на 25%. Безработица находится на минимальном уровне за 16 лет, и если конгресс даст нам масштабные сокращения налогов (и реформы), о которых я прошу, то эти показатели продолжат расти семимильными шагами», — написал президент США в своём Twitter.
Одним из главных инструментов, способных оживить экономику, Трамп считает снижение налогов — ровно такой же точки зрения придерживался в своё время Рональд Рейган. В сентябре 2017 года глава Белого дома представил проект реформы по крупнейшему сокращению налогов в стране.
«Мы представляем налоговую реформу, которая содержит, по сути, крупнейшее в истории нашей страны сокращение налогов, — отметил американский лидер. — Эта программа создана для трудящихся и для (увеличения количества. — RT) рабочих мест... Предельная ставка подоходного налога для предприятий малого и среднего бизнеса будет самой низкой более чем за 80 лет».
По мнению Кокоревой, ожидаемым эффектом снижения налогов является прирост прибыли компаний, которая идёт на дивиденды и на развитие производства.
«Но дальше всё зависит от компаний — никаких гарантий, что они инвестируют высвободившиеся средства на развитие, нет. При этом снижение налогов, разумеется, на руку компаниям, и эти ожидания оказывают влияние на фондовый рынок», — подчеркнула эксперт.
Тревожный рост
По данным ФРС, объём промышленного производства США увеличился на 0,3% в прошлом месяце — после августовского падения на 0,7%.
«Если смотреть на отчётность компаний, то наблюдается прирост, но есть некоторые проблемы в балансе. Финансовый сектор раздувает свои показатели благодаря низкой процентной ставке, кроме того, ФРС реинвестирует средства, получаемые при погашении приобретённых ранее облигаций. Пока неясно, сможет ли финансовый сектор существовать без такой поддержки, — обрисовала положение дел Кокорева. — Показатели по безработице в США очень нестабильные и непрозрачные — в целом ситуация сложная. Это означает, что в стране не хватает рабочих мест, производственный сектор деградирует».
По мнению экспертов, наблюдающийся сегодня бурный рост биржевых котировок в США может обернуться новым обвалом.
«Когда стоимость активов возрастает, инвесторы становятся более чувствительными к статистике и другим факторам. Внешний толчок может привести к обвалу», — пояснил в интервью RT финансовый аналитик АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Похожей точки зрения придерживается и Кокорева. По словам эксперта, пока ситуация на фондовом рынке США стабильная, но в ближайшие три года прогнозируется замедление темпов роста американской экономики.
«Это означает снижение доверия инвесторов, и в этом случае вероятны падение индексов и рецессия. Рост биржевых котировок, наблюдающийся сегодня, — тревожная предпосылка. Однако спрогнозировать точное время нового обвала невозможно, такие вещи происходят всегда неожиданно. Перед обвалом обычно идёт волна скупки ценных бумаг «как в последний раз», все инвесторы находятся в эйфории от роста котировок, и именно тогда всё рушится. После непрерывного роста без ощутимых коррекций падение бывает очень болезненным — это закон рынка», — подвела итог Кокорева.