Войти в почту

Конъюнктурное перемирие. Почему в Киеве сейчас отказывают ДНР и ЛНР в особом статусе

Перемирие без мира Но начнем с самого первого пункта Минских соглашений: с прекращения огня. С февраля 2015 года, когда был заключен «Минск-2» заключались десятки соглашений о «бессрочном перемирии». Они приводили лишь к тому, что на несколько недель или максимально – месяцев несколько снижалась частота и мощь обстрелов территории Донецкой и Луганской народных республик со стороны украинских военных. Затем все начиналось по новой. 27 июля было заключено очередное соглашение о прекращении огня. Однако уже к 1 августа ОБСЕ насчитали 225 нарушений режима тишины. Хотя интенсивность обстрелов, как это обычно и бывает в первые дни после начала очередного перемирия, несколько снизилась. 6 августа президент Украины Владимир Зеленский в ходе поездки по контролируемой Киевом части Донбасса заявил о том, что «гарантировать ничего не может». Дескать, если бы все зависело от Украины, то вслед за прекращением огня в Донбассе, Киев принялся бы за выполнение дальнейших пунктов Минских соглашений. Впрочем, подобные уверения со стороны киевских руководителей самых разных уровней звучат уже более 6 лет. «Нынешнее перемирие носит ситуативный и неустойчивый характер, – уверен основатель легендарного батальона «Восток», общественный деятель ДНР Александр Ходаковский. – Как и большинство из прошлых перемирий – оно преследует конъюнктурные цели, но не ставит перед собой задачи стать первым шагом, или хотя бы очередной попыткой установления устойчивого мира». По словам Ходаковского, со стороны вооруженных сил ДНР, системные меры по прекращению огня введены и действуют давно, даже в ущерб нашему положению на фронте. «В результате достаточно жесткого запрета на ведение огня с нашей стороны мы часто оказываемся в положении, когда создаётся угроза потери нами не только «серых зон» на нейтральной территории, но и реальных боевых позиций. Но ради четкого выдерживания линии, демонстрирующей нашу нацеленность на мирное урегулирование, ради создания репутации стороны, способной контролировать свои действия, мы платим эту цену». – подчеркнул представитель ДНР в интервью «ФедералПресс». При этом украинская сторона играет обстановкой на фронте, как умелый дирижер управляет оркестром: грохот и «артиллерийские басы» периодически сменяются тишиной. При таком подходе, уверен Ходаковский, очевидно, что если завтра политическая конъюнктура поменяется – актуальность перемирия пропадет. А причин для изменения пресловутой конъюнктуры может быть достаточно: удовлетворить радикалов новой кровью жителей Донбасса, или послушно отреагировать на тайные приказания «американских партнёров». Украинские чиновники запутались в «Минских» Но еще больше удивительного в последнее время происходит вокруг того, что называется минским процессом. Фокусы начались 15 июня, когда заместитель руководителя делегации Украины в контактной группе по Донбассу Александр Мережко вдруг заявил, что Минские соглашения носят лишь рекомендательный характер. Вот те на, 5 с лишним лет все, в том числе Совбез ООН были уверены, что они обязательны к исполнению, а тут такое «открытие. Затем сам президент Украины Владимир Зеленский вдруг заявил, что необходимо разобраться, что же на самом деле представляют из себя Минские соглашения. Ну, понятно, Зеленский всего какой-то год с небольшим возглавляет Украину и, наверно, пока не нашел времени вчитаться в небольшой документ, от выполнения которого зависит, наступит ли мир в его стране. Видимо, поэтому глава российского МИДа Мария Захарова пообещала в случае необходимости помочь Зеленскому и разъяснить ему по пунктам Минские соглашения. И вот теперь Кравчук, который сначала заявил о том, что для достижения мира готов на компромиссы, теперь уверяет, что никакого особого статуса ДНР и ЛНР в Минских соглашениях не прописано. «Украинский режим принципиально не хочет решать вопрос Донбасса в рамках Минских соглашений. Киев рассматривает этот процесс как возможность постоянно напоминать западным странам об «агрессии России». Вся вина в невыполнении Минских договоренностей, естественно, возлагается, именно на нашу страну», – заявил в разговоре с «ФедералПресс» политолог и публицист, директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. Если говорить о практических вещах, Киеву важно, чтобы работала система обмена пленными, считает эксперт. Поскольку украинцы имеют возможность таким образом менять своих военных, попавших в плен к военнослужащим народной милиции ДНР и ЛНР. При этом зачастую в обмен на военных Киев отдает обычных мирных граждан, обвиненных в сепаратизме. А политическое и военное перемирие не является для украинских властей основополагающим, вне зависимости от того, кто числится президентом – Порошенко или Зеленский. «Любой украинский президент, который признает особый статус Донбасса в составе Украины, совершит акт политического самоубийства. Ему тут же устроят националистический майдан», – уверен эксперт. А высокопоставленных украинских военных вялотекущая война не только устраивает, но и хорошо кормит. «Ситуация простая – в окопах погибают рядовые и младшие офицеры. А полковники и генералы делают на войне состояния. Напомню, что до сих пор вся страна платит военный налог, – рассказал Алексей Анпилогов. Это же относится и к украинским политикам: на войне в Донбассе они, сидя в Киеве, делают политический капитал. Война так же остается поводом для постоянного акцентирования «имперской угрозы» со стороны России. «На днях Украина, Польша и Литва создали так называемый Люблинский треугольник. Министр иностранных дел «незалежной» на открытии прямо заявил, что этот «треугольник» будет противостоять пропаганде и агрессии России. Поэтому, что касается Кравчука, то я бы всерьез не рассматривал его инициативы. Он не верит в их исполнение», – заявил Анпилогов. Кроме того, игра в политическое урегулирование – это игра перед европейскими странами, в первую очередь перед гарантами Минских соглашений – Германией и Францией. Надо изображать бурную деятельность. Ведь «Минск-2» утвержден и одобрен Совбезом ООН. И просто так от него отказаться Украина не может. Поскольку таким образом в глазах европейцев именно она будет ответственной за срыв мирного урегулирования и это для Киева чревато массой проблемой. «Единственный вариант выхода из «Минска-2» для Украины из разряда – победителей не судят. Если бы украинская армия могла быстро и победоносно захватить Донецк и Луганск, Киев давно бы вытер ноги о Минские соглашения. Но такой уверенности у украинских властей нет. Они хорошо помнят урок Дебальцевского котла в феврале 2015 года и хорошо понимают, что «Минск-3» будет гораздо хуже, чем «Минск-2». А вялотекущий саботаж минского мирного процесса – это то, что устраивает Украину», – считает политолог. С другой стороны, затягивание минского процесса имеет обратную сторону – закрепление существования статуса ДНР и ЛНР, как независимых от Киева государственных образований. И пусть республики находятся в «серой зоне» международных отношений, официально они признаны только Южной Осетией, они все больше удаляются от Украины. И все меньше остается фактической возможности для их реинтеграции в состав Украины. «На самом же деле на Украине многие политики никак не могут расстаться с тайной надеждой, что Запад как-то так надавит на Россию, что та откажется от поддержки ДНР и ЛНР, да еще и отдаст Крым. Но этого не получится. К санкциям в России уже привыкли. А Донбасс за эти годы стал для российского общества болевой и принципиально важной точкой», – уверен Анпилогов. По его мнению, ни один из президентов России ни сейчас, ни в будущем не пойдет на то, чтобы отказаться от поддержки Донбасса, поскольку это в политическом плане это будет означать почти то же самое, что отказ от Крыма. Время федерализации для Киева упущено По мнению заместителя директора Центра геополитических экспертиз Натальи Макеевой, предложение Кравчука об «особенной системе управления» регионом отвечает духу Минских соглашений в том смысле, что ДНР и ЛНР должны остаться в составе Украины и вернуться под контроль Киева. Видимо, Кравчук в качестве утешительной пилюли для жителей Донбасса хочет предложить им, чтобы все, что зарабатывается в Донбассе, оставалось в регионе, а не уходило в качестве налогов в Киев, предполагает политолог. «Но давайте не будем забывать, что сейчас – 2020 год, а не весна 2014, когда по улицам городов Донецкой и Луганской областей ходили демонстрации, скандировавшие «Федерализация!». Тогда можно было очень просто не допустить и войны, и фактического, пусть и не вполне на данный момент юридически оформленного отсоединения Донецкой и Луганской Народных Республик. Но майданный Киев не захотел проявить уважения к русской идентичности большинства жителей Донбасса. Не хочет и сейчас – мы же видим, какой сопротивление у властей Украины встречает даже идея особого статуса Донбасса», – отметила Макеева. По ее словам, очевидно, что сейчас, летом 2020 года, жители ДНР и ЛНР меньше всего хотят вхождения республик в состав Украины. «После всего, что произошло на этой многострадальной земле, речь об этом не идет – ни среди 90% населения, ни во властных кругах Донецка и Луганска. Жители Донбасса видят свое будущее в составе России, а не в составе Украины», - резюмировала собеседница «ФедералПресс».

Конъюнктурное перемирие. Почему в Киеве сейчас отказывают ДНР и ЛНР в особом статусе
© РИА "ФедералПресс"