Польское переформатирование: чего ожидать Украине от обновление правительства в Варшаве (Европейська правда, Украина):

Президентские выборы, победу на которых одержал действующий глава государства Анджей Дуда (правда, оппозиция оспаривает этот результат в Верховном суде), означает для Польши завершение длительного полуторогодового избирательного цикла. Следующие плановые выборы должны будут произойти только через три с половиной года. А это означает, что для партии власти именно сейчас появилось оптимальное время провести переформатирование, наградить тех, кто хорошо зарекомендовал себя на выборах, и отодвинуть в тень тех, кто не оправдал надежд. «Лишние» министерства О необходимости оптимизации польского правительства говорили уже давно. Однако лидер «ПиС» Ярослав Качиньский не захотел создавать перед выборами конфликты внутри коалиции. Теперь же у него появилось больше возможностей для маневра. По имеющейся информации, во время так называемой реконструкции, запланированной на осень, правительство должно будет существенно «похудеть» — количество конституционных министров в польском правительстве может быть уменьшено с нынешних двадцати до одиннадцати — двенадцати. В частности, возможно объединение некоторых министерств, например, климата и окружающей среды, обособление которых оказалось плохим решением. Также серьезно рассматривается слияние министерств финансов и развития, а также образования и высшего образования. Вероятно, будет иметь место и полная ликвидация некоторых министерств. Например, под угрозой будущее министерства спорта и министерства цифровизации. А министерство внутренних дел и управления, наоборот, может только усилиться. Количество заместителей министров также может быть сокращено, предполагается, что даже на несколько десятков. Официальная цель изменений — сокращение и упрощение процесса принятия решений. Однако истинная причина может быть совсем другой. Кто потеряет больше? Больше всего от переформатирования кабмина проигрывают коалиционные партнеры «ПиС». Сейчас «Солидарная Польша» Збигнева Зебро и «Согласие» Ярослава Говина делегировали в правительство по два министра. Но как ожидается, их квота теперь уменьшится вдвое. Не последняя причина этого — демарш Ярослава Говина, который де-факто заблокировал проведение выборов десятого мая, когда шансы на победу у Анджея Дуды были гораздо выше. Однако такие планы могут вызвать новый конфликт внутри правящей коалиции. «И „Солидарная Польша‟, и „Согласие‟ дали четкий сигнал, что по данному вопросу согласования нет. В этом отношении партнеры по коалиции держатся вместе, зная, что у них в Сейме почти сорок депутатов. Это серьезная сила, с которой Ярослав Качиньский должен считаться», — отмечает польская ежедневная газета Rzeczpospolita. Двадцать четвертого июля на пресс-конференции в Любляне глава «Согласия» Говин заявил, что вопрос персоналий станет предметом переговоров после того, как будут согласованы повестка дня и структура правительства. «И „Согласие‟, и „Солидарная Польша‟ поддерживают идею о рационализации структуры правительства. Однако какие будут министерства и сколько мест будет выделено отдельным партиям „Объединенной правицы‟, станет предметом отдельных договоренностей», — отметил Говин, при этом не сообщив, есть ли у него желание вернуться в правительство. Коалиция 2.0 Не исключено, что выходом из данной ситуации может стать создание новой коалиции, в которой ни Говин, ни Зебро уже не будут иметь блокирующего голоса. Точнее — расширение действующей коалиции «Объединенная правица» путем присоединения группы депутатов либо с оппозиционной «Польской крестьянской партии», либо связанных с Павлом Кукизом — правым популистом, который в прошлом Сейме имел собственную фракцию. Примечательно, что избиратели «ПиС», согласно последним опросам, поддерживают возможность поиска нового партнера по коалиции. 57 процентов респондентов, которые на последних выборах в Сейм в октябре 2019 года проголосовали за «Объединенную правицу» поддержали идею расширения правящей коалиции. Впрочем, такое расширение может стать неприятным сюрпризом для Украины. Стоит напомнить, что в прошлом созыве Сейма партия Кукиза запомнилась, в первую очередь, продвижением выгодных для РФ инициатив. Достаточно вспомнить о внесении изменении в закон об институте национальной памяти, который уравнял украинских националистов с режимами Третьего рейха и СССР. Вхождение таких людей в коалицию существенно усложнит принятие противоречивых законов, которые способны осложнить отношения с Украиной. Тем более — одним из главных уроков прошедших президентских выборов, стало увеличение популярности ультраправой «Конфедерации». Чтобы предотвратить отток избирателей в ее ряды, коалиции придется радикализировать свою риторику — а это дополнительный риск для отношений с Киевом. Больше прагматизма Еще одним следствием переформатирования правительства может стать усиление противостояния между кандидатами на звание преемника Ярослава Качиньского. Как считается, период между избирательными циклами является идеальным моментом для постепенного отхода Качиньского от непосредственного управления партией. Чаще всего среди его преемников называют действующего премьера Матеуша Моравецкого. Выигранные президентские выборы, в которых глава правительства принимал активное участие (даже получив при этом острую критику Брюсселя), только усиливают его позиции. Окончательный формат его второго правительства должен дать ответ на вопрос, остались ли у Моравецкого весомые конкуренты на этом посту. Нельзя сказать, что это плохая новость для Украины — Моравецкого никоим образом нельзя назвать антиукраинским политиком. Впрочем, с политического олимпа постепенно отходят политики, которые убеждены, что отношения с Украиной имеют первостепенное значение для Польши. На смену им приходят политики-прагматики, для которых интересы государства будут больше зависеть от объема двусторонней торговли и притока инвестиций. Игнорирование этих тенденций может вылиться для Киева в мучительное разочарование.

Польское переформатирование: чего ожидать Украине от обновление правительства в Варшаве (Европейська правда, Украина):
© ИноСМИ