Politico (США): какие уроки может извлечь Запад из отношения Украины к советским памятникам
Киев — До провозглашения Украиной своей независимости в 1991 году статуи Владимира Ленина были неизбежной составной частью ландшафта. Всего насчитывалось около 5500 таких монументов на территории страны; практически в каждом городе было по одному такому памятнику, а в самых крупных городах их могло быть до нескольких сотен. Хотя значительное количество такого рода памятников было демонтировано в последнее время, продолжает оставаться спорным вопрос о том, что делать с оставшимися бюстами русских революционеров и других коммунистических лидеров, и в результате население страны разделилось по возрастным и по политическим линиям. Для многих более пожилых украинцев и многих пророссийских граждан демонтаж такого рода памятников, — этот процесс ускорился после того, как продемократическое движение Евромайдан в 2014 году отстранило от власти бывшего президента Виктора Януковича, — означает стирание истории. Для более молодых и проевропейски настроенных украинцев снос памятников историческим фигурам, которых они считают угнетателями, является важной частью формирования нового курса страны. Юрий Дидовец, живущий в Киеве адвокат, был среди тех людей, которые 8 декабря 2013 года сбросили с постамента скульптуру Ленина. За несколько недель до этого возникли массовые протесты в ответ на решение правительства отложить подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Это было на раннем этапе формирования движения Евромайдана. Дидовец, участник этого протестного движения, взял себе голову памятника Ленина в качестве сувенира. Этот кусок красного кварцита теперь находится в его офисе. Игорь Мирошниченко, еще один участник протестных акций, член националистической партии «Свобода» и участник сноса этого памятника, взял себе домой руку советского лидера. «Для меня это был символический момент, — сказал Мирошниченко. — Я понимал, что после падения Ленина режим Януковича тоже падет. В тот момент Янукович потерял контроль над улицей. Полицейские там были, но они позволили нам это сделать». Мотивы последовавшего за этим «ленинопада», — тысячи памятников были удалены из публичных пространств, — сопоставимы с тем гневом, который движет западными активистами, призывающими к свержению с постаментов памятников, поставленных противоречивым публичным фигурам. «Нередко общество игнорирует амбивалентные биографии исторических деятелей и концентрирует свое внимание на позитивных сторонах их наследия, и так происходит до определенного момента», — отметил Андреас Умланд (Andreas Umland), ведущий эксперт Украинского института будущего. По его мнению, в какой-то момент подобного рода упражнения в области «селективной памяти» прекращаются, поскольку «изменяются стандарты». «Это не отменяет того факта, что они внесли значительный вклад в развитие общества», а означает, что изменилась социальная и политическая ситуация, сказал он. На Украине памятники коммунистическим лидерам имели определенную политическую цель, — они служили напоминанием об общей советской истории, которую Россия продолжала использовать для оказания своего влияния и сохранения господства над своими бывшими государствами-сателлитами уже после провозглашения ими независимости. Когда Россия в 2014 году аннексировала полуостров Крым и начала разжигать насильственные пророссийские восстания на востоке Украины, эти символы российской власти стали явным напоминанием о продолжающейся борьбе Украины за свой суверенитет. В 2015 году правительство Украины одобрило закон, который формально поставил знак равенства между советским режимом и немецким нацистским режимом времен войны. По этому закону все символы обеих идеологий должны быть убраны с улиц по всей стране. По данным Украинского института национальной памяти, около 2400 коммунистических памятников было демонтировано в период с 2015 года по 2020 год. Эти действия не получили поддержки у некоторых представителей более старшего поколения, которые считают, что советский режим сделал много хорошего, и которые с ностальгией вспоминают его лидеров. «Это просто жестоко, — сказала 74-летняя Тамара Малышева, пенсионерка из Киева. — Независимо от того, поддерживаете вы эту идеологию, или нет, Киев был стабильным местом для жизни в период существования Советского Союза, и мы должны помнить о тех днях, а не передавать их в распоряжение Западной Украины, которая всегда ненавидела коммунистов». Когда люди впервые стали стучать молотками по статуе Ленина в Киеве в 2013 году, их остановил пожилой человек, который подошел к этому памятнику и обнял его, — рассказал Себастьян Гобер (Sébastian Gobert), французский журналист, который в то время находился в столице Украины и освещал протесты. «Он плакал, он просил демонстрантов остановиться. Было очевидно в тот момент, что ленинопад не получил всеобщей поддержки», — сказал он в интервью по электронной почте. Памятники стали вопросом, связанным с идентичностью и с политической ориентацией, отметил Гобер. На Украине почти не осталось памятников Ленину, однако этот бывший советский лидер все еще гордо стоит на своем пьедестале в Крыму, а также в самопровозглашенных Донецкой и Луганской республиках. По мнению Богдана Короленко, историка из Украинского института национальной памяти, удаление коммунистических символов оказалось успешным, несмотря на сопротивление со стороны некоторых групп населения. Оно оказалось успешным, поскольку более 95% символов тоталитарного режима было демонтировано. «Главная задача декоммунизации состоит не в том, чтобы убрать памятник или переименовать улицу, а в том, чтобы изменить идентичность украинцев», и чтобы подобная идеология больше не смогла пустить свои корни, отметил он. Украинцы, по его словам, «должны понять, что коммунизм был репрессивным режимом. К сожалению, многие украинцы все еще не усвоили этот урок». В какой-то момент правительство утратило контроль над этим процессом, отметил Короленко. Было слишком много памятников, чтобы можно было полностью отрегулировать этот процесс. «Многие люди не хотели ждать ответа от правительства и сами принимали решение», — сказал в своем интервью Гобер. В 2017 году этот французский журналист опубликовал книгу под названием «В поисках Ленина» (Looking for Lenin), в которой он вместе со швейцарским фотографом Нилсом Акерманом (Niels Ackermann) рассказал о том, как украинцы жалеют об утрате советских памятников. Как удалось обнаружить этим двум журналистам, некоторые памятники были уничтожены, тогда как другие были трансформированы или стали использоваться в других целях. «Люди сами принимали решение и заменяли Ленина на религиозных деятелей, они делали из этих монументов цветники, фонтаны, посвящали их казакам или не делали ничего», — отметил Гобер. По мнению Гобера, не существует одной интерпретации прошлого, как не существует и единственного способа обращения с его физическим наследием. «Ответа на этот вопрос нет», — подчеркнул он. Некоторые памятники оказались в частных коллекциях, тогда как другие пылятся в подвалах местных администраций. Больше всего повезло тем монументам, которые попали в парк под названием «Парк USSR-ского периода» (USSRic Park), которые был открыт в 2019 году на территории национального парка рядом с городом Путивль на северо-востоке Украины, теперь его посетители могут увидеть там около 100 памятников из мрамора и кварцита, которые стоят под сенью деревьев. «Мы заимствовали эту идею у Венгрии и Литвы», — сказал Сергей Тупик, директор парка, имея в виду исторические парки, созданные в 1990-х годах и посвященных реликвиям тоталитарных режимов. Прежде чем открыть этот парк, Тупик и члены его команды в течение четырех лет собирали коммунистические памятники по всей стране, в том числе монументы, посвященные Иосифу Сталину, Ленину, советским рабочим, командирам Красной Армии и многим другим людям. «У нас целый пантеон советских богов», — сказал в шутку Тупик. Для Тупика разрушение памятников противоречивого прошлого является утратой, а также упущенной возможностью. «Это наша история, — сказал он. — В музеях эти памятники и монументы больше не могут агитировать за свою идеологию». Вместо этого, «кураторы теперь могут представить их в полном историческом контексте», добавил он. _______________________________________ Вероника Мелкозерова — журналист-фрилансер, работающая на Украине.