Российская Lada прорывается на Украину через линию донбасского фронта
Украина, оказывается, не только орудийные стволы направляет в сторону России, но и свои вполне конкретные бизнес-интересы. На днях выяснилось, что Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) совместно с АО «АвтоВАЗ» займется производством российских автомобилей Lada. Новость эта появилась на днях в ряде украинских СМИ. В частности, сообщается, что в Запорожье из нашей страны якобы уже стали поступать машинокомплекты для сборки автомобилей марки Lada Largus – кузова, бамперы, фары, рулевые колеса и т.д. Кроме того, в конце прошлого месяца на АвтоЗАЗ для опытной сборки были отправлены два кузова седана Lada Granta. А в будущем не исключены поставки машинокомплектов и для других моделей этого российского бренда. Информация о том, что запорожский завод, принадлежащий корпорации «УкрАвто», работает над запуском производства автомобилей Lada, появилась еще в конце прошлого года, уточняет ИА News-Front. И тогда в компании ее не опровергли, заявив, что переговоры идут с «разными производителями», хотя достичь договоренностей так и не удалось. Но, если судить по данным, которые появились на этой неделе, переговоры между УкрАвто и представителями Renault Group, которой с 2016 года принадлежит АвтоВАЗ, вероятно, прошли успешно. И речь именно о производстве на якобы седьмой год воюющей с нами Украине автомобилей Lada. Не до конца ясными, правда, остаются детали этих договоренностей. А также - кто был уполномочен принимать решение от российской стороны? Между тем, пресс-секретарь компании «УкрАвто» Дмитрий Скляренко дал понять, что говорить о возобновлении производства автомобилей Lada на Запорожском заводе слишком рано. Поскольку, по его словам, «предприятие все еще находится в процессе аудита производственных возможностей от группы Renault». Напомним, что с 1 января 2020 года на Украине вступил в силу запрет на импорт готовых автомобилей российского производства. Но для бизнеса, видимо, нет запретов, которые невозможно было бы преодолеть ради прибыли. Можно, например, вспомнить, как в разгар военного противостояния в Донбассе в 2014 году Ярославский моторный завод (входит в Группу ГАЗ Олега Дерипаски) отправлял детали для украинских танков на Харьковский танковый завод. Одновременно тогда же, в 2014-м, российская оборонка оказалась под угрозой после того, как украинская сторона отказалась поставлять России судовые двигатели, а также авиадвигатели для вертолетов. Кое-как решить проблему зависимости от украинских производителей деталей для российской военной техники нам удалось только к 2018 году. Да и то - е в полном объеме. Так что у нас с санкциями, которые, вроде как, мы вводили в отношении Украины? Они еще действуют? И если Россия – «агрессор», как нас называют в Киеве, то о каком сотрудничестве с АвтоВАЗом и Запорожьем может идти речь? - Прежде всего, подобного рода информация, конечно, нуждается в тщательной проверке, - комментирует ситуацию член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, политолог Богдан Безпалько. – В программе «60 минут» на «Россия-1» я недавно общался с украинским депутатом Виталием Куприем. Это бывший член партии Порошенко, активист партии «Укроп» и т.д. И он целенаправленно, в рамках, кстати, вполне понятной логики, говорит, что Украина будет стремиться к тому, чтобы сделать для России максимально некомфортными вообще любые отношения. То есть, любые отношения с нами в Киеве рассматриваются с точки зрения нанесения максимального ущерба именно России. В рамках этой логики, собственно, Киевом и были разорваны все цепочки, связи, которые приносили какую-то пользу РФ. Неважно - в чем. В финансовой сфере или в области ВПК. Эта логика там и сейчас работает. Более того, она даже работает в ущерб самой Украине. По большому счету, здесь Украина выступает орудием, которое призвано сдерживать нашу страну, но при этом она сама терпит убытки. Украина не может, например, продавать России свою высокотехнологичную продукции – те же двигатели. Кому они еще нужны, где? В Европе их закупают, в Штатах? Я не помню такого. Может, там заказывают военные корабли на Николаевском судостроительном заводе? Тоже – нет. Поэтому в рамках этой логики совершенно невозможно, чтобы вдруг стали сейчас на Запорожском автозаводе собирать российские автомобили и, соответственно, продавать их на внутреннем рынке Украины. С внутреннего рынка Украины вытеснили даже российские интернет-ресурсы. То есть, официально работать там с российскими соцсетями, как минимум, сложно. А, по большому счету, уже и невозможно. Оттуда вытеснили наши банки. И вдруг нас пустят на автомобильный рынок? Не думаю… «СП»: - Почему нет, если это выгодно? Скажем, стоит задача этот завод, испытывающий, кстати, давно серьезные финансовые трудности, сохранить, чтобы он приносил прибыль своему владельцу. Может быть, этим они руководствуются? - Не знаю, чем руководствуются. С точки зрения экономического прагматизма, логично было бы наоборот - стремиться к максимальному наращиванию оборота с Россией во всех сферах. Потому что чем больше отношений, больше связей, - тем для Украины выгодней. Я же не зря упомянул этого Куприя. В его логику «ущерба для России» это восстановление завода совершенно не вписывается. Возможно, конечно, это инициатива каких-то частных лиц или даже отдельных промышленных групп. Но, не исключаю, что когда все прояснится, возбудятся украинские радикалы, и некоторые политики. И все это в Запорожье очень быстро прикроют. Украина сейчас несамостоятельная. Как только Зеленский в Одессе заявил, что он не допустит какого-либо давления на Украину, тут же последовал очень хороший демонстративный совет от европейских чиновников. Относительно того, что Украина не имеет права поддерживать свое собственное машиностроение. И не должна способствовать локализации производства на Украине каких-либо автомобилей. Кризис… Все стремятся выжить. И никому нет дела до чужих интересов, чужих государств и чужих народов. Поэтому, я не думаю, что, следуя этой политике, европейцы или американцы будут рады тому, что вполне конкурентоспособный российский автомобиль Lada Largus вдруг начнет заполнять украинский рынок. «СП»: - Почему? - Потому что для европейцев Украина - это территория, где можно сбывать свои старые, лежалые, бывшие уже в употреблении товары. Например, старые автомобили гораздо выгодней продать на Украину, чем утилизировать. И тут вдруг появляется Lada Largus?.. Единственно, что здесь можно заподозрить, так это то, что сам по себе АвтоВАЗ тоже связан известным мировым концерном - Renault-Nissan. То есть, может быть, какие-то французы пролоббировали, ведь для них это тоже расширение рынка через АвтоВАЗ. Не секрет, что Lada Largus была придумана совместно с румынскими автопроизводителями. И в Европе эти автомобили ездят с шильдиком румынского производителя Dacia Так что, возможно, это европейцы таким образом выходят на украинский рынок, используя известный бренд АвтоВАЗа. В любом случае, американцы могут возмутиться. Потому что для них это невыгодно с политической точки зрения. Они, конечно, не будут заполнять Украину своими автомобилями – далеко, да и рынок небольшой. Но для них невыгодно усиление Европы, России и, особенно, связей между ними. Так что, еще раз нужно внимательно посмотреть на то, как это все будет происходить. Если все правда, то, конечно, это надо приветствовать и всячески двигаться дальше. Несмотря на то, что абсолютно противоречит всем политическим сентенциям, которые мы слышим с Украины – о том, что наша страна-«агрессор», что мы «оккупировали» Крым, «оккупировали» Донбасс, что миллионы людей заморили голодом в 30-е г. г., присоединили силком украинскую церковь… И т.д. На Украине борются как бы три определенных направления. Первое – рациональное. Оно за то, чтобы получать прибыль, в том числе, и за счет торговли с Россией. Пусть и не афишируемой, тайной. Второе – это те, кто стремится сделать себе политический капитал, имя за счет того, как раз, чтобы ничего больше не связывало наши народы. И третья сторона - те, кто пытается обе эти тенденции соединить. То есть, удовлетворить общественный русофобский запрос путем организации и демонстрации разного рода схем: Роттердам+, закупки «пенсильванского угля» или реверсного газа из Европы, а на деле, просто торгуя с Россией втемную. И все эти группы еще долго между собой будут конфликтовать с помощью, в том числе, радикалов, политиков, депутатов – кого угодно.